Неожиданное возникновение в очередной версии «мирного плана Трампа», «слитой» в медиа, пункта о немедленном, с 1 января 2027 года членстве Украины в Евросоюзе, чего якобы Штаты будут добиваться от Европы, вызвало резонансную смесь изумления, непонимания и раздражения как в Европе, так и даже среди тех рьяных сторонников евроинтеграции в Украине, которые понимают, что это чушь.
Известно, что решение о приеме кого-либо в свою компанию принимает только Евросоюз, причем консенсусом, но никак не Белый Дом, да еще под руководством такого «самобытного» персонажа, как Дональд Трамп. Евросоюз никаких подобных решений не принимал, о чем уже последовали заявления еврочиновников.
Кроме того, по данным медиа, для вступления в ЕС Украины должна выполнить целый перечень разного рода условий, на что требуется время, особенно в сложных условиях войны.
Более или менее вероятной датой возможного вступления Украины в ЕС называли 2030 год, хотя и это пока более чем сомнительное.
Поэтому громом среди ясного неба прозвучало якобы выдвинутое Трампом условие немедленного приема Украины в Евросоюз в течение года, причем условие это Трамп выдвинул именно Европе.
Этот факт можно истолковать, как некий «пряник», который Трамп хочет «всучить» Украине, чтобы Зеленский согласился подписать «мирный план Трампа» из которого торчат московские уши, рога, копыта и прочее.
Кроме того, Трамп, очевидно, нацелен «сбагрить» Украину Европе, чтобы ею не заниматься
Но есть достаточно оснований предполагать, что идею срочного вталкивания Украины в Евросоюз разделяет и Москва, которая ранее противилась членству Украины в ЕС, как и в НАТО, пусть даже не в равной степени.
Но в последнее время Кремль заявляет, что он не против вступления Украины в Евросоюз. И это не просто так…
Дело в том, что будущее возможное членство Украины в Евросоюзе воспринимается многими его членами весьма неоднозначно, вплоть до резких возражений. Касается это как соседей Украины – Польши, Словакии, Венгрии и вроде даже Румынии, – так и более удаленных стран. Тем более если речь идет о немедленном вступлении в 2027 году.
Причинами неприятия многими членами ЕС вхождения в него Украины являются, прежде всего, меркантильные интересы, о чем далее.
В Москве все это давно просчитали, и решили «поддержать евроинтеграционные устремления» Украины, справедливо полагая, что это внесет еще более сильные разброд и шатания в Евросоюз, а также еще сильнее усилит раскол по линии Евросоюз-Штаты.
А это именно то, чего Кремль добивается!
И здесь, как «рояль в кустах», вдруг громко зазвучало условие Трампа к Европе поскорее принять в себя Украину, что может вызвать только очередную европейскую склоку.
«А мы не ждали вас, но вы припёрлись!»
На Западе это тоже многие хорошо понимают, о чем свидетельствует нижеследующий обзор медиа.
Украина может присоединиться к ЕС уже в следующем году согласно проекту мирного плана Трампа, с удивлением пишет The Financial Times, поскольку это радикально противоречит подходу ЕС к принятию новых членов.
Вступление Украины в ЕС к 1 января 2027 года указано в последней редакции мирного предложения, представленного Вашингтону украинскими и европейскими официальными лицами.
Этот план является пересмотренной версией предложений администрации Трампа по завершению войны — предложений, которые в Киеве и среди европейских союзников ранее считались склонёнными в пользу России.
Новейший вариант был подготовлен на фоне усиливающегося давления Трампа на Зеленского с целью добиться заключения мирного соглашения к Рождеству.
По словам сторонников европейских устремлений Украины, Европейская комиссия теперь понимает, что не должна срывать мирный процесс и выступать против ускоренного графика вступления Киева.
Однако Украина ещё не завершила официально ни одну из 36 изнурительных переговорных глав, необходимых для вступления, и такой график полностью перевернул бы основанный на заслугах подход ЕС к приёму новых членов.
Это вынудило бы Брюссель пересмотреть весь процесс расширения — включая вопросы сроков доступа к фондам ЕС и распределения голосов.
Американская поддержка плана означала бы также, что Трамп может вынудить премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, который до сих пор блокировал процесс вступления Украины, отказаться от своего вето.
«Вопрос будущего членства Украины в ЕС во многом зависит от самих европейцев — и, на самом деле, от американцев тоже», — заявил Зеленский журналистам в Киеве в четверг.
«Если мы договоримся о сделке, в которой будет указан срок вступления Украины в ЕС, американцы как участники этого соглашения сделают всё, чтобы наш европейский путь не мог быть заблокирован другими странами Европы, на которые у них есть влияние», — добавил он.
Украина подала заявку на вступление в ЕС вскоре после начала конфликта, а статус официального кандидата получила четырьмя месяцами позже.
Комиссар ЕС по вопросам расширения Марта Кос сообщила FT, что новые государства-члены могут быть помещены на своего рода «испытательный срок» на несколько лет и исключены из блока в случае отката от демократических норм — мера, призванная снять опасения по поводу воздействия расширения.
Трамп заявил, что американские представители примут участие во встрече с европейскими и украинскими чиновниками в выходные, чтобы попытаться согласовать спорные вопросы мирного плана.
Он добавил, что сделка стала «немного более сложной, потому что вы определённым образом делите землю, это не самая простая задача — это похоже на сложную сделку с недвижимостью, помноженную на тысячу».
Россия не дала никаких сигналов о готовности принять план, который отклоняется от её максималистских требований по завершению войны. Cоветник президента Владимира Путина по внешней политике Юрий Ушаков, заявил, что Москва ещё не видела последних редакций американского плана с учётом предложений Украины и европейских союзников.
«Когда мы увидим его, я чувствую, что нам многое там не понравится», — сказал он.
Ушаков отверг возможность превращения линии фронта в Донбассе в «свободную экономическую зону» — идею администрации Трампа в случае вывода украинских войск.
Россия, которая занимает около двух третей Донбасса не намерена отказываться от своих территориальных претензий, подчеркнул Ушаков.
Реакцию ЕС на требование «плана Трампа» о немедленном вступлении Украины осторожно подало итальянское издание Corriere della Sera: Евросоюз не давал своего согласия на вступление Украины в ЕС до 1 января 2027 года.
Отмечается, что Зеленский также предлагает ускоренную процедуру вхождения в Евросоюз. Такое условие фигурировало в российско-американском плане, тогда как в европейском ответе были очень размытые формулировки.
«Срок 2027 года еще не согласован с Брюсселем или другими европейскими столицами. До сих пор обсуждения были сосредоточены на 2030 году. Похоже, украинское правительство готово отказаться от некоторых экономических льгот, таких как часть сельскохозяйственных субсидий», – говорится в статье.
От себя отметим, что все это размыто и неконкретно. В частности, непонятно, зачем членство в ЕС без льгот и субсидий? Выполнять часто неадекватные требования Брюсселя, от которых воротит уже самих европейцев и не иметь взамен никаких экономических выгод?
Вступление Украины в ЕС к 2027 году будет «чрезвычайно сложным» делом и неясно, поддерживает ли это руководство ЕС, а намеченная дата «абсолютно невыполнима», ожидаемо пишет Reuters со ссылкой на европейских.
Отмечается, что ранее газета Financial Times и другие СМИ сообщили, что в обновлённом мирном плане Трампа содержится норма о том, что Украина должна вступить в ЕС к 1 января 2027 года.
В то же время, с руководителями ЕС этот пункт не согласовывался.
ЕС согласовал план из десяти шагов, которая должна сделать Украина для евроинтеграции. Он направлен на ослабление влияние президента на процессы в стране (в первую очередь, влияния на силовые структуры) и на усиление влияния внешних сил.
По итогам встречи европейских министров во Львове 11 декабря Евросоюз передал Украине план действий из десяти пунктов, выполнение которых необходимо для продолжения переговоров о вступлении в ЕС, сообщает DW .
Документ предусматривает реформы в сфере правосудия, включая внесение изменений в Уголовно-процессуальный кодекс и отмену так называемых «поправок Лозового», ограничивающих сроки досудебных расследований.
От Украины также ожидают укрепления «независимости НАБУ и САП», расширения их полномочий, утверждения Антикоррупционной стратегии и Государственной антикоррупционной программы до второго квартала 2026 года.
Часть требований касается реформы Государственного бюро расследований и Офиса генпрокурора, включая процедуру назначения генпрокурора (ранее ЕС требовал проведения конкурсов на руководящие должности в этих органах с привлечением «международных экспертов»).
Европейская сторона также хочет, чтобы украинские власти ускорили судебную реформу. В частности, расширив участие «международных экспертов» в отборе судей. Тех судей Конституционного суда и членов Высшего совета правосудия, которые уже прошли международную проверку, требуют назначить без промедления.
Украина в ЕС как яблоко раздора
Лично автор этих строк весьма скептически относится к вступлению Украины в ЕС и в НАТО.
Что касается НАТО, то оказалось, что «оно – не НАТО», а Украине нужны вооружения и своя мощная армия, а не надежды на мифическую 5-ю статью.
Что касается Евросоюза, то там в своих проблемах разобраться сами не могут, и эти их проблемы добавлять в список наших трагических проблем – как-то несерьезно.
Украине нужны европейские рынки, но для этого не обязательно вступать в ЕС. Можно ограничиться каким-нибудь режимом наибольшего благоприятствования, например, как далекая Эфиопия, или чем-то подобным. Но вешать на себя проблемы мигрантов, «гендерной идентификации», прочей «толерастии», выполнять часто далекие от адекватности нормы ЕС Украине совершенно ни к чему.
Не говоря уже о евробюрократии и о тотальной лени европейского обывателя – кто там бывал и сталкивался, тот в курсе.
Впрочем, это личное мнение.
Склока вокруг вступления Украины вообще в сколько-нибудь отдаленном будущем имеет место быть уже давно. Война и разговоры об ускорении вступления только обострили противоречия.
Об этом приходилось писать еще в 2023 году в цикле публикаций для Интернет-издания «Экономические Новости».
Тогда, напомним, резко обострились страсти вокруг поставок украинской сельхозпродукции в Европу и транзитом через нее.
Тот факт, что снятием пошлин на ввоз сельхозпродукции в Украине воспользовались разного рода дельцы, которые скупали зерно за «наличку», не платили налогов, вывозили ее в Европу, получали здесь еще и возврат НДС, а в Европе демпинговали,это только часть проблемы.
Оказалось, что очень многие в Европе, от ближайших соседей-поляков до далеких французов и испанцев, категорически против широкого доступа украинской «аграрки» на европейские рынки.
Кроме того, Восточная Европа вообще не в восторге от перспективы появления Украины в ЕС. Этот регион, прежде всего, та же Польша, является лидеров в получении от Евросоюза разного рода субвенций, в результате чего получает от ЕС намного больше, чем отдает в «общеевропейский котел».
Но если в ЕС появится Украина, то львиная доля этих средств пойдут Украине за счет уменьшения финансирования Восточной Европы, а этого никому не хочется.
Поэтому в той же Польше заговорили, что будут выдвигать при вступлении Украины особые требования, потому что «звание европейца нужно заслужить, пройти для этого долги и тернистый путь» и прочее «бла-бла», за которым кроются вполне шкурные интересы.
В дальнейшие подробности вдаваться не будем, а интересующихся отправляем к трем публикациям 2023 года, где это изложено детально: «Скандал с украинской сельхозпродукцией в Европе: со своим овощем в чужой огород», «Зерно украино-польского раздора упало на почву старых и новых противоречий», «Блокада границы с Украиной: партитура польская, аккомпанемент московский?».
Кстати, даже по последнему заголовку видно, что Москва этим не преминула воспользоваться.
Сейчас, на волне разговоров об ускоренном принятии Украины в ЕС «по желанию Трампа», западные медиа начали писать на эту тему.
В частости, о разъединяющем влиянии Украины в Европе и о том, почему Москва, как следствие, не возражает против вступления Украины в Евросоюз, пишет Neue Zürcher Zeitung.
Отмечается, что в 2014 году сближение Украины с ЕС спровоцировало захватническую войну России. Теперь это, по сути, уже не важно. Потому что Кремль рассчитывает на противников вступления в ЕС в Европе.
Путин говорит «нет» всему, что касается мирного урегулирования в его войне против Украины: ни возвращению аннексированных территорий, ни уступкам по территориальным претензиям в регионах, которые российские войска ещё даже не захватили, ни размещению европейских войск на Украине, ни, конечно же, вступлению в НАТО.
Только вот членство Украины в ЕС, похоже, не вызывает у Москвы никаких возражений, что примечательно.
С момента прихода Дональда Трампа к власти Путин и его сторонники время от времени делали лаконичные заявления о вступлении в ЕС страны, которую они намерены уничтожить.
«Украина в Евросоюзе? Без проблем, – заявил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, поскольку речь идёт об экономической интеграции, а не о военных вопросах. – Конечно, ни одна страна здесь не может ничего диктовать другой, и мы этого делать не будем».
В 2013 и 2014 годах ситуация была совершенно иной. Тогда Москва хотела помешать Украине заключить соглашение об ассоциации с ЕС и сблизиться с Западом. Путин пытался навязать соседу иной курс, и когда послушный президент Виктор Янукович фактически приостановил действие соглашения, в Киеве вспыхнула революция. Янукович бежал, Путин аннексировал Крым и часть Донбасса, и началась война против Украины.
Путин до сих пор открыто считает политическое руководство, пришедшее после Майдана — сначала президента Петра Порошенко и его правительство, а затем Владимира Зеленского — нелегитимным. Всё это из-за сближения Украины с ЕС. А теперь это должно быть неважно?
Песков занял примирительную позицию по вопросу вступления Украины в ЕС, когда российско-американские переговорщики отправились в Эр-Рияд на свою первую встречу в феврале. Пресс-секретарь Путина хотел угодить Дональду Трампу, показать готовность к переговорам и поэтому выдвинул пункт, который изначально не стоил россиянам ничего политического.
В конце концов, членство Украины в ЕС не произойдет в одночасье, в отличие от соглашения о линии прекращения огня или даже менее сложного в техническом плане членства в НАТО. Путин всё учел.
«Мы никогда не возражали против этого», — заявил он в апреле.
«Он, безусловно, считает, что вступление Украины в ЕС вызовет дальнейшую нестабильность в Европейском союзе и принесет с собой множество проблем», — говорит Паскаль Бонифас, директор Института международных и стратегических отношений в Париже.
Сам Бонифас очень критично относится к такому вступлению. Он утверждает, что, приняв Украину, которая даже после потери территорий по-прежнему остается огромной страной, Европа возьмет на себя слишком большую нагрузку.
Даже сейчас в странах с развитым аграрным сектором, таких как Франция и Польша, растёт сопротивление новому конкуренту. Согласно расчётам брюссельского аналитического центра Bruegel, нынешние страны ЕС получат на 24 миллиарда евро меньше финансирования только из Фонда сплочения. Критики также прогнозируют, что Украина перенесёт свою коррупцию в ЕС.
Пророссийские правительства Венгрии и Словакии в любом случае наложили бы вето на членство в ЕС. Разве Путин мог бы желать лучшего способа разобщить европейцев на долгие годы?
И вопрос о том, является ли обязательство по взаимной обороне, закреплённое в статье 42 Договора о Европейском союзе, ещё менее ценным, чем статья 5 Договора о НАТО, теперь становится предметом споров. В конце концов, если такая страна ЕС, как Бельгия, уже может сорвать финансирование Украины, что произойдёт, когда речь зайдёт о военной обороне?
О том, что Москве удалось внести раскол в то, что называется «коллективным Западом» пишет Foreign Policy в публикации «Putin Has Already Won» или «Путин уже победил».
Ниже даем краткий пересказ смысла этой развернутой публикации.
Отмечается, что для человека, который потерял сотни тысяч солдат при практически неизменной линии фронта в конфликте, длящемся дольше, чем участие США во Второй мировой войне, Владимир Путин в эти дни выглядит самодовольным и удовлетворенным.
У него есть веские причины для такой уверенности — он, похоже, достигает своей более широкой цели — разделить и ослабить то, что условно называется «Западом», то есть страны, входящие в НАТО. А именно этого российский лидер изначально и стремился добиться, утверждают многие исследователи России.
Ничто не продемонстрировало это так ясно, как провал последних нескольких недель, когда переговоры, организованные Дональдом Трампом, превратились в какофонию путаных обвинений через Атлантику. При этом американцы и европейцы выдвигали совершенно несовместимые мирные предложения и с гневом обвиняли друг друга в подрыве переговоров.
В последние дни эта пропасть резко увеличилась. Трамп в интервью назвал Западную Европу «слабой» и «разлагающейся» и в очередной раз предположил, что Украина должна будет уступить Донбасс.
Эти замечания, по-видимому, повторяют недавно опубликованную Стратегию национальной безопасности, в которой администрация Трампа заявила, что Европа рискует утратить свою «западную идентичность», и что сейчас президент уделяет особое внимание «восстановлению стратегической стабильности с Россией».
Для Путина все это равносильно раннему рождественскому подарку — к тому же очень большому.
«Это было мотивацией Путина с самого начала вторжения — он думал, что НАТО не устоит… Администрация Байдена и ключевые европейские лидеры заслуживают признания за противодействие этому и за расширение НАТО за счет Швеции и Финляндии. Теперь, с Трампом в качестве посредника, у Путина появился еще один, даже лучший шанс расколоть Запад», — считает Брюс Джентлсон из Университета Дьюка, бывший старший советник по внешней политике Государственного департамента.
Ускоренное «вталкивание» Украины в Евросоюз очень хорошо вписывается в эту стратегию Москвы.
Это как знаменитая «стрижка свиней» – визгу много, а шерсти мало.
Срочное вталкивание Украины в ЕС – это то же самое: из этого ничего все равно не выйдет, но скандалы и склоки будут неимоверные как по линии Штаты-Евросоюз, так и внутри самого ЕС.
А дальнейшее ослабление Европы в нынешней ситуации крайне невыгодно для Украины, поддержка которой сейчас легла на плечи именно ЕС.
