Россия в огне! Во сколько обходятся масштабные пожары в Сибири?

25 августа 2021, 15:26
rossija 1 Економічні новини

По имеющимся оценкам, в России тушится менее 10 процентов пожаров. Остальным позволено гореть, что приводит к массовому уничтожению миллионов гектаров леса, а также к выбросу в атмосферу сотен миллионов тонн двуокиси углерода и других газов. Во сколько обходятся сибирские пожары?

Россия, в силу своей площади, является одной из наиболее уязвимых стран мира к последствиям изменения климата. С одной стороны, разрушительные наводнения опустошают регионы Кубани на западе и Ангары на Дальнем Востоке. С другой стороны, рекордные засухи опустошают оккупированный Крым, а обширные пожары уничтожают огромные пространства Сибири. Как информируют Экономические новости, об этом пишет Biznes Alert.

На протяжении многих лет Россия устами своих пропагандистов, включая самого Владимира Путина, высмеивает усилия западных стран по сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу, но в то же время хочет получать огромные прибыли от продажи углеводородов с высоким уровнем выбросов, таких как газ, нефть и уголь.

Между тем, экстремальные погодные явления становятся все более серьезной проблемой для самой России. В начале января этого года пожарные уже боролись с пожарами в окрестностях Сочи. В апреле пожары посеяли хаос в Башкирии, Хакасии и Московской области. Но самые трудные испытания пришлись на начало июня в Иркутской области и республике Якутия. Июнь – это месяц, когда в Сибири периодически начинается пожароопасный сезон.

Неприятный год для Сибири

2021 год – исключительно сложный год с точки зрения пожаров. По данным системы мониторинга и измерения лесных пожаров в России агентства Рослесхоз, представленным 11 августа, с начала 2021 года в России произошло более 20 000 пожаров на площади 16,143 млн га. За тот же период 2020 года пожары охватили 13,5 млн. га, а за весь 2020 год выгорело 16,5 млн. га. То есть почти столько же, сколько в начале августа этого года. Только в Якутии с начала года сгорело 8,94 миллиона гектаров леса. Это на один миллион больше, чем год назад.

Рекордным по количеству лесных пожаров в России стал 2012 год. Тогда площадь пожаров установила рекорд столетия, когда за год сгорело 18 миллионов гектаров леса. Беспокоит то, что к 10 августа того года выгорело почти 17 миллионов гектаров. Это означает, что текущий год может стать одним из самых трагических с точки зрения стихии, опустошающей леса России. За весь 2019 год площадь пожаров достигла 15 млн га, по сравнению с 15,4 млн га за весь 2018 год.

Чтобы дать представление о масштабах трагедии, в этом году лесные пожары в России уже уничтожили площадь, эквивалентную размерам Литвы, Латвии и Эстонии, а сезон еще не закончился.

Пожары в Сибири стоят дорого

Такие крупные пожары, значительно превосходящие по масштабам пожары этого года в Турции и Греции, оказывают колоссальное воздействие на окружающую среду. По нескольким причинам.

Первая – это выброс вредных парниковых газов, таких как двуокись углерода и двуокись азота. Эти газы образуются в основном не от сжигания самих деревьев, а от торфяной мульчи. Именно он является причиной наибольших выбросов вредных газов во время пожаров в сибирских лесах.

По данным европейской службы мониторинга атмосферы Copernicus, с начала июня до середины августа в результате сибирских пожаров в атмосферу поступило до 800 миллионов тонн углекислого газа. Это в два раза больше выбросов этого газа, чем во время прошлогодних сибирских пожаров. 800 миллионов тонн, что превышает годовой объем выбросов крупнейшего загрязнителя Европы – Германии. В 2020 году польские выбросы углекислого газа составили 370 миллионов тонн.

По мнению ученых из Красноярского научного центра СО РАН, эти цифры завышены, а реальные выбросы составляют от 100 млн тонн до 300 млн тонн в год, в зависимости от интенсивности пожаров, а не от самой территории. По данным Рослесхоза, в 2019 году выбросы парниковых газов от лесных пожаров составили 284 млн тонн.

Поднимающийся дым также является экологической проблемой. Вредное облако, видимое на спутниковых снимках, простирается на 6 500 км и уже достигло Северного полюса и побережья Аляски. В близлежащих российских городах на Дальнем Востоке, включая Улан-Удэ, Иркутск и Якутск, были введены специальные ограничения на работу на открытом воздухе, ограничено или закрыто воздушное сообщение из местных аэропортов, закрыты внутренние водные пути. Воздушные силы, участвующие в тушении пожаров, также были вынуждены приостановить работу из-за густого дыма.

Сибирский лесной пожар также представляет собой проблему в долгосрочной перспективе. По данным 2017 года, подготовленным для ООН, российские леса ежегодно поглощают 800 миллионов тонн углекислого газа. Таким образом, это означает, что их пожары только в этом году сводят на нет тот положительный экологический эффект, который они обеспечивали до сих пор. Это чрезвычайно осложняет усилия всего мира, возглавляемого Европейским союзом, по максимальному сокращению антропогенных выбросов парниковых газов.

Почему Россия не тушит Сибирь?

Пожары в России также являются серьезным вызовом для российского бюджета и крупным экономическим ущербом. Некоторые из них трудно подсчитать, например, приостановка движения самолетов и судов, ограничения деятельности, связанные с задымлением, или даже потеря древесины, сгоревшей во время пожаров. Рослесхоз оценил предполагаемый экономический ущерб от лесных пожаров в Сибири в 2019 году в 14,5 млрд рублей ($200 млн).

К этой сумме следует добавить вторую сумму, выделенную в этом году из федерального резерва на противопожарные работы. Стоит подчеркнуть, что речь идет только о средствах, поступающих из государственного бюджета. Отдельные федеральные структуры также имеют свои собственные бюджеты на борьбу с пожарами, но их точную сумму трудно оценить. Рослесхоз, Авиалесоохрана (воздушное подразделение, отвечающее за мониторинг и противопожарные операции), Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство обороны и другие структуры, участвующие в тушении пожаров, имеют собственные деньги на противопожарные операции.

Согласно консервативным расчетам МКЗС на 2019 год, для одного из пожаров площадью 836 гектаров было подсчитано, что стоимость тушения одного гектара составит 166 000 рублей. (2,24 тыс. долларов), а ущерб от возгорания одного гектара составляет 5,5 тыс. рублей (74 доллара).

Здесь мы подходим к самому сложному элементу, а именно к самим операциям по тушению пожара. По данным Гринпис, в России ежегодно тушится менее 10 процентов пожаров. Остальным разрешается гореть до тех пор, пока они не погаснут сами. Это связано с большими расстояниями, плохой инфраструктурой или ее отсутствием, а также с рельефом лесных районов в отдаленной Сибири.

Согласно законодательству 2015 года, местные органы власти могут отказаться от проведения противопожарных операций, если пожар находится в “труднодоступной” зоне. Как правило, такие участки находятся уже более чем в 5 км от населенного пункта. Спасатели, которых постоянно не хватает, сосредотачиваются только на борьбе с огнем, который непосредственно угрожает жителям или инфраструктуре.

Иногда, под влиянием гнева местных жителей, власти решают сделать вид, что борются с пожарами, посылая дополнительные силы для их тушения с воздуха. Однако этот способ не всегда эффективен и очень дорог.

По данным российского портала Znak, час пожарного полета на вертолете Ми-8 стоит 140 000 рублей ($19 000). Стоимость часа полета Ил-76 или амфибии Бе-200 составляет от 200 до 400 тысяч рублей (25-54 тысячи долларов). Такое тушение неэффективно, поскольку Ил-76 может брать груз воды для сброса только в аэропортах, приспособленных для этих целей, а сам груз ограничен 24 тоннами. Часто самолету приходится преодолевать несколько сотен километров и возвращаться на базу. Ил-76 может выполнять максимум два десантирования в день. Ситуация выглядит лучше с десантно-амфибийной машиной Бе-200, которая может забирать воду даже из рек, но ее грузоподъемность вдвое меньше, чем у Ил-76 – 12 тонн.

Однако русские нашли способ использовать свою огневую авиацию. Вместо того чтобы тратить его потенциал на тушение собственных пожаров в Сибири, они массово и за плату предоставляют его нуждающимся за рубежом. Во время пожаров в Турции и Греции в этом году были задействованы четыре самолета Бе-200, два Ил-76 и шесть вертолетов Ми-8. Только в случае с Турцией Россия получила 22 миллиона долларов в качестве “помощи”.

Мы все заплатим за горящую Сибирь

Расходы на пожары в России делятся на те, которые оплачивают сами россияне, вдыхающие вредный дым, выделяющийся при сжигании огромных пространств Сибири от непотушенных пожаров, и те, которые оплачивают региональные и федеральные власти, делающие вид, что борются с пожарами.

Всю кампанию по борьбе с пожарами в Якутии ведут 5 000 пожарных, солдат и добровольцев. Для сравнения, на борьбу с огнем в районе “ядерного” закрытого города Саров в Нижегородской области было направлено всего 1 700 человек.

Но мир, борющийся с глобальным потеплением, тоже платит. Выбросы, которые поляки, словаки и румыны сократят ценой жестких реформ, русские выбросят в атмосферу вместе с дымом пожаров.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи