Информационная безопасность государства — состояние сохранности информационных ресурсов государства и защищенности законных прав личности и общества в информационной сфере.
Хотелось бы описать тему в разрезе происходящих событий в стране. С практической точки зрения взглянуть на информационную безопасность Украины. В данный момент, мы видим реальные результаты того, что раньше было всего лишь терминами и пустыми словами. С помощью хорошо сформулированного информационного потока можно влиять на большую массу граждан, которые, несмотря на риск для собственного благополучия, будут совершать действия в интересах лиц, которые управляют данным потоком.
Это значит, что мы управляемы. В большинстве своем, мы не всегда адекватно воспринимаем информацию. Информационный «климат» влияет на нашу жизнь. Государство в лице своих политических лидеров, прессы и хорошо прописанных законов, обязано, хочет оно того или нет, следить за информационной средой.
Если обратиться к точным формулировкам, то вкратце можно сформулировать, что собой представляет «информационная безопасность государства», сформулируем это следующим образом: это защита конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности с использованием информационных средств.
Нельзя забывать о следующих понятиях и терминах. Понимая их буквально, можно достаточно точно понять, о чем конкретно идет речь.
Важные интересы государства в информационной сфере:
- Защита государственной информационной системы и информационных ресурсов;
- Защита единого информационного пространства страны;
- Развитие равноправного и взаимного международного сотрудничества.
Данные определения неоспоримы, при этом нельзя забывать о существенных признаках и понятиях, которые вложены в само понятие «информационная безопасность»:
- целостность (integrity) — избежание несанкционированной модификации информации
- достоверность (reliability) — свойство соответствия предусмотренному поведению или результату
- аутентичность или подлинность (authenticity) — свойство, гарантирующее, что субъект или ресурс идентичны заявленным
Возникает вопрос о том, каким образом и какими средствами надо воспользоваться, чтобы системно решать задачи информационной безопасности.
1.Законодательная, нормативно-правовая и научная база.
2.Структура и задачи органов (подразделений), обеспечивающих безопасность.
3.Организационно-технические и режимные меры и методы.
4.Программно-технические способы и средства обеспечения информационной безопасности.
В общем, ничего нового. Возникает вопрос по существу, что из выше перечисленного реализовано, в той, или иной степени в Украине. Можно вкратце ознакомиться с тем, что и в каком виде, декларируется в России по данному вопросу. Существует документ под названием, — «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации». Этот документ, по сути — рекомендации к действию. А именно, в данном случае, это практическое применение, всех доступных средств, для создания и финансирования государственных структур, которые выполняют возложенную на них задачу по обеспечению информационной безопасности РФ, и не только.
Структур, которые практически, управляют системой информационной безопасности страны. В целом, структура называется – «СБ РФ». Расшифровываем. Совет безопасности Российской Федерации (СБ РФ). Написано, что это — «совещательный орган, осуществляющий подготовку решений президента Российской Федерации по вопросам обеспечения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики по обеспечению национальной безопасности».
Ознакомившись с трактовками темы информационной безопасности РФ, можно прочитать следующее, — «Не всегда “состояние защищенности” подразумевает безопасность информационную, необходимость в этом назревает только тогда, когда средства коммуникаций стали играть ключевую роль в обеспечении превосходства одной стороны над другой».
То есть, политические лидеры и военные специалисты РФ точно и недвусмысленно дают понять, что информация по существу, является «оружием» противостояния. В силу происходящего, можно точно сказать, — Россия, с ее историей, любую жизненно важную сферу жизни государства расценивает, и расценивало как инструмент противостояния. Тем более что «врагов» Россия находила везде и всегда. Врагов находили и находят, как между бывших союзников, так и среди бывших «братьев» и «сестер». Значит, по сути, информационная безопасность — это состояние защищенности основных сфер жизнедеятельности по отношению к опасным информационным воздействиям. Наши недобрые соседи хорошо осознают, что такое информация.
Перейдем к вопросу информационной безопасности Украины. Хотелось бы все описать языком статистики и аналитики. Однако без эмоций это сделать трудно. Трудно потому, что половина нашей страны уверенна в том, что завтра их будет убивать «Правый сектор». Читая заметки из соцсетей, можно прочитать следующее:
Люди, проживающие в городе Киеве, созваниваются со своей родственницей, которая проживает в Донецкой области. Родственница, человек пожилого возраста, бодро докладывает, что взяла колбасу, подушку и одеяло, и уходит спать в подвал дома. На вопрос, — Зачем? Отвечает, – «Им передали, что их будет ночью бомбить «Правый сектор».
Следующий эпизод. Рассказ людей приехавших из Луганска. Они совершенно серьезно рассказывают о том, что в их городе фильтруется информация, которая поступает с каналов украинского телевидения. Во время показов новостей на экране появляется черная заставка и отключается звук. Новости российских каналов транслируется без купюр.
Эти два маленьких эпизода, как пример, ничего не вносят в глобальный вопрос безопасности. Хотелось бы выяснить, насколько действия российских СМИ влияют на ход военных действий. Там, в Донецке и Луганске, сейчас идет АТО. По сути это боевые действия. Притчу о том, что один украинец — гетьман, два украинца — партизанский отряд, а три украинца, это партизанский отряд с предателем, всем известна. Но возникает вопрос: каким образом этот третий оказался в партизанском отряде? Следующий вопрос. Информация, идущая из российских источников, не порождает ли она новых предателей? Не вкладывают ли в руки мирных людей оружие очередные лживые заявления Дмитрия Киселева.
Похоже, ответы на эти вопросы понятные и без аналитических данных . Сейчас, в прессе поднимаются вопросы о том, что можно вообще отключить трансляцию телевидения в данных регионах. По сути, на территории Донецкой, Луганской областей и, к сожалению, в ряде соседних регионов людей заражают бациллой ненависти, паники, пустого критиканства решений украинских властей, насаждается атмосфера недоверия к официальному курсу государства.
Министерство информполитики – «МинСтець», как окрестил его народ, занимается самопиаром. Что сделано в Украине с декабря 2014 г. по сей день в сфере защиты информационного пространства? Мало что. Министерство даже не осилило явить народу Украины четко сформулированную, пусть не доктрину, но хотя бы национальную концепцию в этой сфере. Круглые столы, посты в ФБ и рассказы о достижениях, незаметных никому. Даже на контролируемой части территории нашей страны продолжает насаждаться идеология сильных парней, которые являются «настоящими русинами».
Зная о том, что информационная война нам объявлена, что предпринимается со стороны государства Украина? Возникают, отнюдь не самые наукоемкие вопросы. Простые вопросы. Каким образом «заткнуть» этот зловонный источник, который обманывает моих сограждан? Каким образом довести до сознания украинских граждан, которые проживают в Донецке и Луганске, что они никому не нужны, кроме своей страны? России они нужны, только как средство для политических манипуляций. Не более того.
Есть информация о том, что на данный момент государственное имущество Украины используется для поддержки российских источников информации.
И несмотря на различные усилия специалистов Госспецсвязи исправить ситуацию, приходит понимание, что источник саботажа и вредительства — отнюдь не в этом важном ведомстве. Приходит понимание того, что замысел Российского ФСБ гораздо коварнее и эффективнее, так как подразумевает работу агентов на самых высоких постах государства и качественных исполнителей технарей на местах. И здесь среднее звено руководителей «второго» уровня выпадает.
Таким образом отсутствие политической воли и четкой позиции в верхах сводят на нет любую квалифицированную работу этих специалистов. И что ты не делай, какие качественные приказы не отдавай – ничего не получиться, так как исполнители саботируют, а верхи крышуют и докладывают руководству страны «нужную» информацию – «готовый продукт» для принятия неверных решений. Теперь понятно, что сколько не бились руководитель Госспецсвязи Владимир Зверев и экс-Генеральный директор Концерна радиовещания, радиосвязи и телевидения (КРРТ) Александр Пивнюк, чтобы восстановить вещание украинских каналов, четкой команды ни от Администрации президента, ни от Кабмина, ни от СНБО с СБУ так и не дождались.
А здесь еще новоявленый «МинСтець» масла в огонь… Юрий Стець, риторикой бывшего руководства КРРТ открыто обвиняет Пивнюка и в прессе раздувают истерию с предательством и сепаратизмом. По результатам попытки «остановить руку сепаратистов — Пивнюка», было открыто уголовное производство и сейчас дело находится в суде. Генеральный директор Концерна РРТ Пивнюк стал бывшим. Уволен по статье. Открыто уголовное производство по обвинению в финансировании сепаратизма и терроризма.
И вот теперь зададимся вопросом — прекратилось ли финансирование захваченых теле-радиоцентров? Нет. Концерн РРТ принял меры к прекращению трансляции российской пропаганды? Нет. Концерн РРТ поставлен на грань финансовой катастрофы? Поставлен. Долги практически равны величине уставного капитала.
Что есть? Есть впечатление , что кто-то грамотно столкнул в непримиримом противостоянии людей, достаточно эффективных, чтобы работать вместе и многое свершить. Кто сделал так, чтобы эта энергия была растрачена на борьбу друг с другом, при этом за одну идею — информационная безопасность Украины? Эмоции, грамотные информационные провокации, примененные к обеим сторонам, породили массу ошибок.
Итак, «третьим пришествием» называют старые сотрудники государственного предприятия назначение отставного генерала Владимира Ищука исполняющим обязанности генерального директора. Дважды изгнанный с позором, в том числе, за присвоение крупных денежных сумм, но очень амбициозный, Ищук не имел ни одного шанса занять это кресло честным путем. Например, при проведении публичного конкурса на должность руководителя предприятия.
А вот фактически руководить концерном в должности первого заместителя, умело направляя внимание Пивнюка на «борьбу с ветряными мельницами» и не ставя своей подписи ни на одном документе, вполне в духе поднаторевшего в интригах «дедушки» Ищука. В пользу такого вывода позволяет судить… шампанское. Обычное шампанское. Просто откупоренное в кабинете Ищука, как только, забрав свои вещи, Концерн РРТ покинул Пивнюк.