Полумеры для мира

no image

В 00:00 часов 15 февраля украинская армия прекратила огонь по приказу президента Петра Порошенко в соответствии с условиями, достигнутыми на переговорах лидеров Украины, России, Германии и Франции. Встреча «нормандской четверки» в Минске стала одним из главных и самых ожидаемых событий международной политики за последнее время. От того, как будут выполняться условия договора, напрямую зависит установление мира и будущее международных дипломатических и геополитических отношений.

Крайне напряженные переговоры в минском Дворце Независимости продолжались более 15 часов. Столько времени потребовалось лидерам стран «нормандской четверки» для того, чтобы определиться с шагами по прекращению войны на Донбассе и имплементации минских договоренностей. Впрочем, полученный в результате «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений» президенты подписывать не стали, передав эти полномочия участникам трехсторонней контактной группы. Полный текст документа можно увидеть на сайте ОБСЕ.

Кроме прекращения огня, в документе предусмотрено создание зоны безопасности, отвод сторонами на равные расстояния всех тяжелых вооружений, обеспечение мониторинга, верификации и контроля со стороны ОБСЕ с применением всех необходимых технических средств. Кроме того – освобождение и обмен заложников и пленных по принципу «всех на всех» и амнистирование лиц, связанных с событиями в определенных районах Донецкой и Луганской областей. Также от украинской стороны требуется проведение конституционной реформы для децентрализации с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей и принятие постоянного законодательства об особом статусе этих регионов, который предусматривает широкие полномочия для органов самоуправления.

Ряд пунктов, связанных с предоставлением особого статуса районам Донецкой и Луганской областей, стал поводом для дискуссий и заявлений среди официальных лиц. Так, глава МИДа Украины Павел Климкин сказал, что помилование и амнистия светят далеко не всем боевикам в Донбассе, и шаги в этом направлении будут проводиться в соответствии с законами, которые будут рассмотрены и приняты в Верховной Раде. Также министр иностранных дел заявил, что вопросы о децентрализации будут решаться в рамках конституционной реформы и имплементации уже принятого Верховной Радой закона, без каких-либо политических обязательств.

Еще одним резонансным поводом для обсуждения стал статус РФ в переговорах и вопрос участия российских сил в войне на Донбассе. Внимание журналистов и экспертов привлек пункт об отводе тяжелого вооружения и формировании зоны безопасности, где перечислены типы оружия и дистанция, на которую они должны быть перемещены.

Специалисты из Внешнеполитического института Финляндии, изучавшие текст минских договоренностей, сообщили, что указанные в перечне комплексов вооружений РСЗО «Торнадо-С» могли поступить только из России, так как появились в арсенале российской армии в 2012 г. и еще не экспортировались в другие страны. Впрочем, по мнению финских экспертов, скорее всего «Торнадо-С» оказался в списке оружия случайно, и не может считаться доказательством присутствия российской армии в зоне вооруженного конфликта, хотя, после подписания документов, российской стороне уже сложнее будет доказывать свою полную непричастность.

В свою очередь, генеральный секретарь ОБСЕ Ламберто Заньер во время недавней пресс-конференции в Киеве сказал о том, что наблюдатели миссии видели оружие и боевиков из России на востоке Украины, в том числе колонны тяжелой техники без опознавательных знаков, однако говорить о присутствии регулярных войск РФ представители ОБСЕ не могут. В частности, это связано со сложными условиями работы, атаками на беспилотники ОБСЕ, и опасностью для безоружной гражданской миссии, члены которой уже не раз подвергались нападениям и попадали в плен к боевикам. Также Ламберто Заньер сказал о том, что ОБСЕ планирует разместить на Востоке Украины 350 наблюдателей для выполнения задач, обусловленных Минскими договоренностями.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что Россия не будет выполнять комплекс мер, обозначенных на переговорах в Минске, так как не имеет никакого отношения к военным действиям на востоке Украины. По его словам, Россия призвана сторонами конфликта для подписания комплекса мер по выполнению минских соглашений и выступает гарантом, но при этом не должна предпринимать какие-либо меры, так как не является участником конфликта. Но, похоже, что этого мнения придерживаются только в Кремле. С сегодняшнего дня, 16 февраля в силу вступает решение о расширении «черного списка», принятое 9 февраля Советом ЕС в связи с обстрелом Мариуполя.

В свою очередь, Ангела Меркель заявила, что в случае невыполнения минских договоренностей страны ЕС могут ввести новые санкции, равно как и отменить существующие, если вызвавшие из причины будут устранены. Позиция Вашингтона созвучна – госсекретарь США Джон Керри заявил, что решение о введении дополнительных санкций зависит от действий Кремля и сепаратистов. По словам официального представителя Госдепа Дженнифер Псаки, вопрос о поставках американского оружия украинским силам находится в процессе обсуждения, итоги которого зависят от того, как будут исполняться минские соглашения, за что, по ее словам, отвечает в первую очередь руководство России и сепаратисты.

Дипломатия под прицелом

В том, что имплементация условий минских соглашений не будет простой, не сомневается никто. Подписание обновленных договоренностей – это лишь первый шаг на долгом и сложном пути урегулирования военного конфликта и выхода из кризиса. Об этом говорили на саммите глав государств Евросоюза, который прошел в Брюсселе и куда Петр Порошенко, Ангела Меркель и Франсуа Олланд прибыли прямо из Белоруссии. Большинство участников форума в Брюсселе посчитали итоги переговоров в Минске не особо убедительными, однако для Порошенко было важно заручится поддержкой представителей Совета Европы, и он ее получил.

Кроме того, украинский лидер заявил о том, что в случае, если в оговоренный срок не наступит двустороннее прекращение огня, украинская сторона будет инициировать созыв чрезвычайной встречи Европейского совета, заручившись поддержкой Ангелы Меркель и Франсуа Олланда, которые не только представляют свои страны, но и обладают мандатом в ЕС. И судя по всему, такой вариант развития событий возможен.

Несмотря на то, что в соответствии с Минскими соглашениями, Петр Порошенко в прямом эфире из Генштаба дал приказ остановить огонь, зачем последовало незамедлительное прекращение боевых действий со стороны украинских военных сил, обстрел позиций украинских войск со стороны сепаратистов продолжился. Невыполнение ими условий договора делает возможным введение военного положения не только на территории Донецкой и Луганской областей, но и во всей стране, заявил Порошенко. В свою очередь, лидеры Германии и Франции выразили готовность продолжить обсуждение вариантов выхода из кризиса. Так, в ближайшие дни состоится телефонный разговор лидеров «нормандской четверки», кроме того, Франсуа Олланд заявил, что уже планируется новая встреча президентов, которая может состояться уже через несколько недель.

Бурная дипломатическая деятельность Меркель и Олланда вокруг украинско-российского вопроса говорит о том, насколько сильно в Европе заинтересованы в прекращении войны и выходе из кризиса. В ЕС уже заметно подустали от украинского вопроса: не приводящая ни к чему война, постоянный обмен санкциями с Россией, ухудшение дипломатических отношений, да и прямые потери в экономике от прерывания контрактов и замораживания проектов с РФ – все это приводит к тому, что вопрос прекращения войны в Украине становится особенно острым. Кроме того, ЕС находится в активном процессе построения зоны свободной торговли с США, так как именно в трансатлантическом соглашении о партнерстве в области торговли и инвестиций (TTIP) лидеры Евросоюза видят способ выхода из экономического кризиса.

А с такими вводными, как война под боком, ухудшившиеся отношения с РФ, потеря рынков, ЕС сильно уступает США в плане распределения сфер влияния в будущем альянсе. Эскалация напряжения в отношениях с Россией, и без того испорченных, невыгодна ни Берлину, ни Парижу – отсюда столь сильное желание Олланда и Меркель поскорее завершить войну и поочередные переговоры то с Путиным, то с Порошенко, то всем составом с явно выраженной миротворческой позицией.

На этом фоне, похоже, что США в меньшей мере заинтересованы в потеплении отношений между ЕС и Россией, равно как и в скорейшем завершении конфликта на востоке Украины. Заявление президента США Барака Обамы о возможности поставок в Украину летального оружия, а также вероятность участия в военных действиях контингента НАТО, говорит о том, что штаты могут рассматривать сценарий, отличный от того, на что рассчитывают в ЕС.

Сложнее всего понять интересы и действия России. С одной стороны, продолжение войны крайне невыгодно для РФ. Санкции ощутимо бьют по экономике, и хотя ресурсы на поддержание штанов еще есть, продолжение экономической блокады сильно усложнит жизнь и втянет страну в глубокий экономический кризис, на который привыкшие за последние годы к сытой жизни граждане, будут реагировать крайне болезненно. Это может создать хорошую почву для обострения внутренних социальных проблем и породить недовольство властью вплоть до возможности смены режима.

Кроме того, из-за войны на востоке Украины, Россия оказалась в сложной международной ситуации. Отрицание Кремлем участия в боевых действиях на фоне постоянно поступающей информации о российских боевиках и вооружении, информационная поддержка, оказываемая российскими СМИ сепаратистам, «педалирование» темы прихода националистов к новой украинской власти – все это приводит к тому, что значительная часть мирового сообщества считает лидеров РФ ответственными за катастрофу на Донбассе. Все это ведет к усилению санкций, увеличению дистанции между Кремлем и Западом на фоне того, что в отличие от Крыма, власти РФ отнюдь не заинтересованы в присоединении территорий Восточной Украины. Тем не менее, требования, выдвигаемые российской стороной во время минских переговоров, которые Петр Порошенко назвал неприемлемыми, попытка оттянуть время прекращения огня, о которой упоминали и во время встречи в Брюсселе, – все это говорит о том, что Кремль ведет свою игру.

Чтобы избежать развязывания полномасштабной войны, в которую будут втянуты другие страны, необходимо решить конфликт дипломатическим путем, при активном участии и контроле со стороны международных организаций. И быть готовыми к тому, что процесс восстановления мира будет долгим, болезненным и трудным, ведь вернуть целостность государству, расколотому на части месяцами войны и ненависти, подогреваемой извне, крайне сложно. Но именно это может стать тестом на уровень гуманизма и сознательности современного общества, его готовности к развитию, совершенствованию и формированию новой системы взаимоотношений как внутри страны, так и за ее пределами.


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи