Рынок труда находится в плачевном состоянии. Одних специалистов выпускается намного больше, чем их требует рынок труда, а других, особенно рабочих профессий — мало.
Недавно управляющий партнер компании Capital Times Эрик Найман заявил, что 12-летнее среднее образование уменьшит количество рабочей силы на 400 тыс. человек; ежегодно мы теряем до 130 тыс. человек экономически активного населения вследствие того, что на пенсию уходит больше людей, чем приходит на рынок труда молодых.
Эксперт убежден: чтобы этот рынок не испытывал чудовищных проблем и по причине выезда немалого количества трудовой силы за рубеж, необходимо активно привлекать в качестве работников пенсионеров; также нужно вернуть былую славу профессионально-техническому обучению на базе 8-летнего школьного образования и всеми методами пропагандировать то, что далеко не всем молодым людям нужно получать высшее образование.
Последнее, по его мнению, просто необходимо для того, чтобы девушка или парень, осознавшие это, спокойно шли учиться, например, на маляров или токарей. И после обучения получали хорошую оплату за свой труд и были активными участниками рынка труда, строя себе карьеру именно в рабочих специальностях, всячески усовершенствуя свои навыки и квалификацию.
«і» попытались проанализировать, действительно ли в Украине необходимы такие изменения на рынке труда, ибо проблемы и методы их решения, которые излагаются такими экспертами, заслуживают особого внимания.
По данным экспресс-обзора за третий квартал 2017 г. от компании EY, 43% компаний уже испытывают трудности в связи с трудовой миграцией за границу. Еще 28% компаний видят риски в связи с трудовой миграцией в ближайшее время.
«Как отмечают работодатели, наиболее склонными к миграции являются вспомогательный персонал и работники профессионального звена. Кроме этого, по данным экспресс-обзора за 2 квартал 2017 г., в связи с внедрением безвизового режима, компании-участницы видят наибольшие риски персонала среди производственных специальностей (рабочих), ИТ-специалистов, сотрудников сферы обслуживания, продаж и аграрных специалистов», — отметили «і» в компании.
Также ее специалисты уверены, что причины трудовой миграции часто находятся вне зоны влияния компаний и не подлежат прямому регулированию. Таким образом, эта проблема является действительно трудно разрешимой.
Как этот процесс может реально еще больше усугублять 12-летнее образование в наших средних школах? В комментарии «і» генеральный директор Федерации работодателей (ФРУ) Руслан Ильичев отметил, что уменьшение количества рабочей силы на 400 тыс. человек вследствие введения 12-летнего среднего (школьного) образования, является не критичной цифрой.
«По сути, это не является большой проблемой. Однако у работодателей есть большие вопросы к качеству образования, которое сегодня получают наши школьники. Мы отмечаем, что после окончания средней школы у большинства выпускников нет элементарных знаний в области точных наук, например, по химии или физике. А без этого просто невозможно стать профессионалом в рабочих, технических специальностях. Очень плохо, что мы уходим от точных наук в школе и отдаем преимущество гуманитарным знаниям», — считает Ильичев.
Его поддерживает эксперт по экономическим вопросам Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Егор Киян: «По данным Госстата, по итогам первой половины 2017-го, доля занятости среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет составляла 28,5%. По данным Украинского центра оценивания качества образования, В среднем количество выпускников школ находится в промежутке от 200 до 300 тыс. человек.
Исходя из этих данных, лаг выпускников приведет к потере от 60 до 90 тысяч человек экономически активного населения. При этом общий уровень безработицы в Украине по методологии Международной организации труда (МОТ) составляет 1,7 млн. человек (9,6% от общего количества) и вышеупомянутые цифры на его фоне являются незначительными.
С другой стороны, лаг выпускников создаст проблемы для преподавателей вузов — уменьшение количества выпускников повлияет на количество будущих абитуриентов, уменьшая количество групп и нагрузки работников образования ниже минимальных норм, грозит массовыми увольнениями».
Таким образом, действительно именно в аспекте потери части рабочей силы при 12-летнем образовании, особых проблем быть не должно. А косвенные потери абитуриентов и проблемы с трудоустройством преподавателей, как говорят, будут заметными.
Нужно ли при заметных проблемах на рынке труда (значительное падение количества экономически активного населения — с 20,9 млн. человек в 2010 г. до 17,8 млн. человек в 2017 г.), связанных, не только с естественным его уменьшением, а и в том числе, с существенным оттоком рабочей силы за рубеж, привлекать пенсионеров?
Руслан Ильичев считает, что решение лежит не в плоскости привлечения на рынок труда пенсионеров. «Здесь важно понять другое: немалая часть выпускников вузов и средних специальных учебных заведений получает низкое по качеству и абсолютно не применимое на практике образование. Работодатель часто должен переучивать таких молодых специалистов. В Украине нужно ввести в практику систему немецкого дуального образования. Она заключается в том, что студент вуза три дня в пятидневную рабочую неделю учится в своем университете или колледже, а два дня — работает на предприятии, получая практические навыки и знания».
В своё время такой способ подготовки будущих специалистов для промышленности Германии предложили концерны Siemens и Mercedes, потому что испытывали «кадровый голод» рабочих и инженерных профессий на своих предприятиях.
По его мнению, также в Украине немалое количество вузов готовят различных специалистов с достаточным переизбытком. Ильичев приводит пример морских вузов (мореходок), которые готовят кадры по управлению морскими и речными судами. Он недоумевает, зачем в Украине такое их количество. Действительно, государство тратит на них деньги, а затем, не найдя работы в нашей стране (или вообще, еще учась, студенты уже тогда ориентируются на то, что после выпуска они уедут за границу), оно теряет и вложенные в выпускников средства, и потенциальные трудовые ресурсы.
Егор Киян также придерживается подобной точки зрения: «Для выравнивания рынка труда вышеупомянутые методы почти не помогут. Только стимулирование инновационной деятельности и защита инвестиций, четкая стратегия государства, защита высокотехнологичных отраслей и передача опыта и знаний от старого поколения к новому помогут создать новые рабочие места и стимулировать соответствующий спрос на рабочую силу, выравнивая рынок труда и предотвращая уменьшение уровня образования населения».
Спасет ли украинский рынок труда широкая пропаганда получения профессионального технического образования (в бывших ПТУ) и донесения до нашего молодого населения мысли о том, что далеко не всем необходимо высшее образование, которое, действительно ныне пытаются получить практически все?
По мнению Руслана Ильичева, какая-то специальная государственная программа, возможно, и не нужна: «А вот, что мы в силах сделать для того, чтобы молодежь овладевала рабочими специальностями, так это предлагать им высокие уровни зарплат и всеми возможными способами популяризировать престижность рабочих специальностей в Украине. Тогда они сами с большим удовольствием посвятят свою жизнь рабочей профессии. Я недавно вернулся из Луцка, где, например, оператор центра механической обработки на местных предприятиях зарабатывает 16 и больше тысяч гривен. Вы поймите, что это не просто обыкновенный рабочий — он управляет оборудованием, которое стоит сотни тысяч гривен. Туда не поставишь рабочего в понимании этого слова, скажем в советские или постсоветские времена. Здесь должен трудиться высококвалифицированный рабочий с большим багажом технических знаний и знаний автоматизации. Многие из них даже владеют иностранными языками. Вот почему, повторюсь, сегодня просто необходим высокий уровень технических знаний, которые закладываются еще в школах».
Эксперты считают, что государство должно проводить умелую политику на сложном сегодня украинском рынке труда совместно с работодателями. А также еще больше контролировать количество потенциальных студентов по различным специальностям в сторону их снижения или наоборот увеличения (например, регулирование количества заказа на юристов и экономистов в наших вузах, которых ныне больше, чем того требует рынок труда).