Проклятие трудовой миграции

16 июня 2017, 8:28
no image

Недавно Нацбанк опубликовал данные о поступлениях в Украину средств от трудовых мигрантов. Известно, что, кроме металла, зерна и технических сельхозкультур, одним из важнейших экспортных товаров Украины являются именно дешевые трудовые ресурсы. Доля денежных переводов трудовых мигрантов из-за рубежа в валовом внутреннем продукте (ВВП) достигла внушительных размеров, и это, несмотря на приток валюты, вызывает беспокойство.

По данным Нацбанка, в 2016 г. в страну поступило денежных переводов от заробитчан свыше $5,4 млрд., что на 5,3% больше, чем в 2015-м. Эта сумма равна примерно 20% доходов государственного бюджета прошлого года, 12% украинского экспорта и 7% ВВП.

По этому показателю Украина пока уступает лидерам» в номинации самых зависимых от экспорта трудовых ресурсов стран. Например, в Непале переводы мигрантов формируют 32,2% ВВП, в Таджикистане – 28,8%, в Киргизии – 25,5%. Украина занимает 29-е место в мире по этому показателю.

Более того, $5,4 млрд. в 2016 году – это в 4-5 раз больше, чем ежегодные так называемые иностранные инвестиции, которые в украинских реалиях очень часто являются возвратом части ранее вывезенных олигархами из страны капиталов. Кроме того, это более чем в 5 раз больше того транша МВФ размером в миллиард, которого пришлось ожидать более года.

В отличие от внешнего кредитования, в частности со стороны МВФ, поступления мигрантских денежных переводов не сопровождаются уплатой процентов. А в отличие от так называемых инвестиций из оффшоров, являющихся, повторим, в том числе частичным возвратом ранее украденного, поступления от заробитчан являются настоящим притоком средств, которые существенным образом поддерживают отечественную экономику.

Провальные успехи

Впрочем, результаты 2016 г. вряд ли можно считать слишком успешными. Самым «урожайным» был 2013 г., когда заробитчане перевели в Украину более $8,5 млрд.

Затем наступил спад по причине кризиса в Европе, из-за проблем в экономике России, возникших по причине экономических санкций, а также из-за углубляющегося разрыва связей с Россией. В 2014 г. объем денежных переводов мигрантов в Украину сократились до менее чем $6,5 млрд. В 2015 г. объемы переведенных средств сократились еще сильнее – до $5,15 млрд.

После такого обвала повышение в 2016 г. поступлений мигрантских средств до $5,4 млрд можно считать «перемогой». Из них $2,279 млрд пришли через платежные системы, $2,126 млрд – через банки, а $1,02 млрд– по неофициальным каналам.

Туманные размеры трудовой миграции

В то же время, объективных данных по реальным объемам неформальных поступлений отсутствуют. Указанные выше неформальные цифры, которыми оперирует Нацбанк, могут быть существенно занижены. Достаточно сказать, что в статистику Нацбанка из года в год не попадают данные по поступлениям из Польши, в которой работают, по некоторым оценкам, около миллиона наших соотечественников.

Ежедневно границу с Польшей пересекает множество автобусов с так называемыми туристами, которые на самом деле являются заробитчанами, едущими на заработки на короткие сроки от одного до нескольких месяцев. Заработанные средства в размере нескольких сотен евро они провозят с собой. Эти суммы статистика не учитывает даже приблизительно, хотя они являются значительными в виду массовости явления.

Министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский заявлял, что граждане Украины, которые работают в Польше, ежегодно пересылают в Украину около €5 млрд. По словам главного польского дипломата, €2,5 млрд работающие в Польше украинцы передают в Украину с помощью банковских переводов, еще столько же — перевозят через границу наличными. По мнению главы польского МИД, это серьезная поддержка для украинской экономики, и с этим трудно не согласиться.

В 2015 г. Польша выдала гражданам Украины около 900 тыс. виз, половина из которых дают право на проживание и работу. Кроме того, 65 тыс. украинцев имеют Карту поляка — документ, который подтверждает польское происхождение, что также дает право на работу. И это не говоря о значительном количестве нелегальных трудовых мигрантов, не поддающихся учету.

Никто даже толком не знает, сколько именно трудовых мигрантов работают за границей. По официальным подсчетам демографов, численность заробитчан составляет до 2 млн. человек, но по некоторым оценкам, трудовых мигрантов может быть 6-8 млн человек. И подобный разброс никого особо не смущает, равно как и проблема трудовой миграции в целом.

Деградация эмиграцией

В структуре денежных переводов по странам происходят определенные изменения, некоторые из которых несут деградационные тенденции. По сравнению с 2015 г., в 2016 г. рост поступлений от заробитчан произошел практически по всем странам, кроме России, хотя самый большой поток средств по-прежнему идет именно из России.

В 2016 г., по сравнению с предыдущим годом, переводы из России сократились еще на 15,6% до 900 млн долларов. Причины, повторим, очевидны — провал российской экономики в связи с международными санкциями и падением цен на энергоносители, война между Украиной и Россией, ограничительные меры российских властей по отношению к трудовым мигрантам вообще и, особенно, в отношении заробитчан из Украины.

Кроме того, в сентябре 2016 г. украинская власть приняла решение о запрете использования российских платежных систем. А после того, как Россия с марта 2017 г. запретила денежные переводы в Украину через иностранные платежные системы, ожидается дальнейшее сокращение, по крайней мере, официальных поступлений средств из России.

Пока трудно даже представить, к чему приведет введение визового режима между Россией и Украиной, возможность введения которого сейчас бурно обсуждается.

В то же время, по сравнению с предыдущим годом, в 2016 г. росли поступления из других стран. Второе место после России по переводам заняли США — $600 млн., что на 17% больше, чем год назад. Самый высокий прирост дала Италия — на 19,4% до $200 млн. Германия дала прирост на 12,7% до $300 млн. В целом на страны Европы теперь приходится 66% объема официальных валютных переводов.

Можно было бы радоваться тому, что и в сфере трудовой миграции Украина уходит от агрессивной Москвы в сторону Европы, если бы не одно существенное обстоятельство. Известно, что страны Запада, включая США и особенно Европу, являются потребителями неквалифицированных украинских трудовых ресурсов, находящих применение на тяжелых и не престижных работах.

В России не квалифицированный и тяжелый труд тоже был востребован, но именно Россия обеспечивала трудоустройство максимального процента квалифицированных кадров. Даже сейчас, на фоне падения трудовой миграции в Россию, там продолжают пользоваться спросом украинские квалифицированные кадры — буровики, сварщики, специалисты в сфере машиностроения, включая судостроение, авиастроение, ракетно-космическую отрасль. Этим специалистам россияне готовы платить вполне европейскую зарплату.

В связи с этим возникает ряд вопросов и замечаний. Почему эти специалисты не находят применение в Украине? Почему им не платят зарплату, хотя бы приблизительно соответствующую российской? Неужели отечественная правящая верхушка не понимает, что это не просто бегство специалистов, но это еще и уход к агрессору отечественных технологий и ноу-хау, особенно в сфере военной промышленности, авиации, ракетостроении и так далее?

Неутешительные выводы

Итак, Украина неуклонно закрепляет за собой позиции ресурсного придатка других стран, в том числе и в сфере трудовых ресурсов. Несмотря на то, что это дает кратковременный приток средств, в долгосрочной перспективе это ведет к неуклонной деградации страны в демографическом и социально-экономическом плане. Но даже этот кратковременный положительный эффект власть не в состоянии эффективно использовать.

Приходящие из-за рубежа средства используются преимущественно на проедание. Эти средства крайне редко используются в качестве инвестиционного ресурса в малом бизнесе из-за бюрократии и коррупции.

Но согласно неумолимому закону диалектики о единстве и борьбе противоположностей, есть и другая, отрицательная сторона медали. Наряду с теневой экономикой, заробитчанские миллиарды предохраняют существующий уродливый олигархический строй от потрясений, позволяя многим до сих пор хоть как-то сводить концы с концами. По сути, трудовая миграция — ничто иное как средство для продления агонии.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи