На торги выставили градусник Фаберже
Аукционный дом Sotheby’s объявил о проведении в период с 7 по 9 июня специализированных торгов Important Russian Art sale в рамках «Русской недели» 2010 г., а предаукционная выставка откроется в Лондоне уже сегодня.
«За последнее десятилетие русские аукционы Sotheby’s пережили настоящий бум благодаря тому, что появились новые коллекционеры из России и СНГ, которые преисполнены энтузиазма и очень увлечены этой сферой искусства»,— заявила директор отдела русского искусства Джо Викери.
Организаторам удалось собрать воедино богатое разнообразие работ наивысшего уровня, предоставленных со всех уголков мира. «Мы надеемся удовлетворить широкий диапазон разнообразных вкусов,— говорит Джо Викери.— Ценителей иконописи, несомненно, заинтересует образ Казанской Богоматери (вторая половина 17 столетия), которую считают личной иконой царицы Евдокии (эстимейт 15-20 тыс. фунтов стерлингов)». В этом разделе представлены и ряд других замечательных религиозных шедевров православия.
При этом особенно масштабен раздел живописных произведений. В частности, на продажу выставлен холст Ивана Айвазовского «Закат над Искья», написанный им в 1857 г. (эстимейт 600-800 тыс. фунтов стерлингов). «Как и многие из его современников художник охотно путешествовал по Европе и особенно любил Италию,— рассказывает Джо Викери.— Вероятно, ее южные краски напоминали ему родную Армению. Эта картина, изображающая остров Искья в Италии — великолепный пример того, как Айвазовский умел передать ощущение покоя, используя мягкие розовые и светло-оранжевые оттенки неба, отражающиеся в воде. Неудивительно, что он был одним из любимых художников царя Николая Первого».
Кстати, Николай Первый интересовался не только живописью, но и другими областями искусства, включая фарфор. Пара фарфоровых ваз Императорского фарфорового завода периода его царствования оценена в 800 тыс.-1 млн. 200 тыс. фунтов стерлингов. «Вазы находились в частном собрании одной семьи и передавались по наследству,— сообщила Ольга Вайгачева, специалист по русскому искусству Sotheby’s.— Для них характерна черта, присущая многим русским вазам,— это их впечатляющий размер. Некоторые из них просто огромны, но при этом выполнены из фарфора самого высокого качества. Вазы богато украшены позолотой и картинами голландского мастера Карела Дюжардена». Большинство произведений такого уровня сегодня можно найти лишь в музеях, но вазы бережно передавались из поколения в поколение, что и объясняет их столь прекрасное состояние.
В свою очередь специалист по произведениям русского искусства и Фаберже Дарин Блумквист представил сразу несколько редких предметов своего раздела. «Вот часы-триптих фирмы Фаберже работы мастера Джона Виктора Арнхема, датируются 1899-1903 гг. (эстимейт 400-600 тыс. фунтов стерлингов). Эмаль цвета зеленого яблока очень характерна для Арнхема. Еще один очень необычный и очень редкий лот — это градусник Фаберже, оцененный в 50-70 тыс. фунтов стерлингов Сегодня известны только два сохранившихся экземпляра»,— отметил господин Блумквист. По сравнению с пасхальными яйцами Фаберже градусник 1895 г. значительно более уникален. Редкость и тонкость работы присуща и цветку Фаберже 1900 г., оцененного в сумму от 200 тыс. до 250 тыс. фунтов стерлингов. Считается, что всего было создано только 80 подобных цветков. Основа его выполнена из горного хрусталя, стебель из золота тонкой резьбы, а листья из резного нефрита, причем сам цветок — из матовой эмали с небольшим бриллиантом в центре.
Раздел русского изобразительного искусства представила Френсис Эсквит, специалист по русской живописи. Топ-лотом здесь выступает полотно «Чернолесье» Ивана Шишкина, написанное им в 1876 г. и оцененное ныне в 1-1,5 млн. фунтов стерлингов. В 1870-х гг. пейзажная живопись в России вышла на качественно новый уровень. Художник написал несколько картин с таким названием, но представленная работа наиболее масштабная и монументальная. «Это прекрасная работа из, пожалуй, наиболее важного десятилетия в творчестве Шишкина,— объясняет Френсис Эсквит.— Образ России всегда связан с необъятными и нетронутыми просторами. Если посмотреть на эту картину, то судя по тому, как обрезаны деревья, очевидно, что Шишкину не хватало поверхности холста для того, чтобы вместить всю необъятность русского леса».
С еще одним топ-лотом знакомит эксперт Sotheby’s Сабина Трингалас. «Замечательный «Портрет Зиновия Гржебина», написанный художником Юрием Анненковым в 1919 г., оценен нами в 800 тыс.-1 млн. 200 тыс. фунтов стерлингов. Долгие годы эта картина хранилась в семейной коллекции, что также делает ее по-настоящему особенной. По моему мнению, эта работа совмещает в себе множество разных стилей того времени. Задний план написан очень фрагментарно, что говорит о влиянии кубизма»,— открывает профессиональные секреты живописца Сабина Трингалас. Анненков часто писал портреты политиков, художников, поэтов. В данном случае на торги выставляется портрет по-настоящему революционной фигуры в области русского издательского дела. На портрете изображен Зиновий Гржебин, изначально предполагавший стать художником, но впоследствии отдавший предпочтение издательской деятельности. В начале 1900-х он учредил несколько журналов, где в разные годы работали ведущие художники и писатели той эпохи. После революции эти журналы, как и его издательский дом, были закрыты.
По мнению Джо Викери, особый интерес представляют две картины очень разных художников, которые в свое время жили и работали в Париже. Богемная парижская жизнь привлекала художников со всего мира и Россия не была исключением. Первая работа «Клоун» с эстимейтом в 400-600 тыс. фунтов стерлингов выполнена Марией Васильевой. Она была очень незаурядной и деятельной личностью; в частности, организовала в Париже клуб для художников, а также открыла небольшое кафе, куда часто заходили Модильяни, Сутин и Пикассо. В картине заметно сильное влияние кубизма, но яркие краски указывают на воздействие русского футуризма, об этом же свидетельствуют и характерные для этого направления сильные основные цвета. Следующая работа, холст Александра Яковлева «Тити и Наранье» (700-900 тыс. фунтов стерлингов), совсем другая. В 1926 г. картина удостоилась чести выставляться в Лувре, что принесло ей большую популярность. «Мне кажется, в ней можно увидеть сильные влияния стиля Арт Деко, особенно в удлиненных формах, в геометрических узорах. Это очень декоративная вещь», — делится своим впечатлением Джо Викери.