Директор Музея русского искусства совместил свой день рождения с открытием нового фестиваля
В «Детской картинной галерее» Шоколадного домика, филиале Киевского национального музея русского искусства, стартовал фестиваль искусств Ars longa, vita brevis («Искусство долговечно, а жизнь коротка»). В течение десяти дней посетители смогут ознакомиться с тематическими экспозициями живописных работ трех совершенно разных украинских художников Юрия Вакуленко, Петра Лебединца и Владислава Шерешевского.
В отличие от Петра Лебединца и Владислава Шерешевского, выставки которых проводятся достаточно часто не только в нашей стране, но и за рубежом, увидеть интересные картины Юрия Вакуленко — задача не из простых. Сам художник, а по совместительству генеральный директор Национального музея русского искусства Юрий Вакуленко, предпочитает не акцентировать внимание широкой культурной общественности на своей живописи, из ложной скромности относя ее чуть-ли не к своеобразному хобби и не более того. В то же время известно, что произведение Вакуленко — в какой-то мере экспериментальная картина «Высоко структурированный полет бабочки» (лот №367), выполненная в формате 5D Art, будет выставлена на декабрьские торги британского аукционного дома MacDougalls с эстимейтом 4,5-6 тыс. фунтов стерлингов. Этот факт красноречиво свидетельствует как о высоком профессионализме господина директора, так и о его вполне понятных творческих амбициях. Понятно, что даже такой пробный выход на мировой арт-рынок — это весомая заявка на свое место в мировом художественном табеле о рангах. Теперь же, отмечая свой день рождения, Юрий Вакуленко, согласно сложившейся традиции, показывает в Шоколадном домике более десяти своих новых экзистенциалистских холстов. Здесь же разместилась и так называемая Галерея скромности, представляющая собой постоянно из года в год пополняющуюся экспозицию портретов именинника, созданных лучшими украинскими мастерами кисти.
Особый интерес у посетителей вызывают персональные экспозиции известного авангардиста Петра Лебединца и «нетривиального ироничного реалиста», насмешника Владислава Шерешевского. В этих разделах Ars longa, vita brevis, наполненных различной аурой и живущих каждый своей неподражаемой сутью, можно увидеть произведения, написанные равно как в привычной стилистической манере, так и несколько неожиданные для творчества обоих авторов. Например, Шерешевский вдруг предстает в качестве высокого профи по ню. Но и тут он остается верен себе. Его великолепная героиня, некий вариант «Обнаженной махи», снабжен непременным атрибутом современности — мобилкой. Нежась на ложе, нагая «деловая женщина» все же не забывает о биении пульса своего бизнеса: держит руку на красной кнопке телефона. Кто послужил счастливой моделью для картины — остается загадкой. Кстати, кого именно в свое время запечатлел в образе махи великий испанский художник Франсиско Гойя и по сегодняшний день остается предметом споров. Проявленный Шерешевским тонкий пытливый интерес к голому женскому телу примечателен еще и тем, что он в общем-то не балует слабый пол прикосновениями чуткой кисти. «Сколько бы они (женщины) ни учились, все равно художниками будут мужчины. Из моих знакомых студенток никто художницей не стал, но замуж все вышли удачно»,— саркастически отметил Шерешевский в одном из интервью.
Любовью к женщине внезапно вдохновился и Петр Лебединец. После своих привычных стильных лучезарных абстрактных полотен он выступил с целой серией больших живописных холстов, в центре которых изображена некая загадочная, но вполне реальная по специфическим очертаниям женская фигура. Кто эта незнакомка, так сильно вдохновившая господина Лебединца, как и в случае с Шерешевским, также не ясно. Хотя, по большому счету, в сущности многоцветный «женский нефигуратив», представленный Петром Лебединцем в Шоколадном домике, все же не противоречит его основной концепции. «Живопись — это путь интуитивного познания, которое проходит через
призму эмоционально-ассоциативного восприятия, стремясь освободиться от подчиненности предметного мира,— утверждает Лебединец.— Выразительная сила цвета как основного элемента всегда будет скрыта от нашего сознания и может быть воспринята только через интуицию. Смысл живописи скрыт в ней самой. Отсюда законы цвета, процессы цветопостроения — вне времени, безграничны и неисчерпаемы. Живопись призвана реализовать иллюзию через цвет в некую гармонию».