Француженка Мартин Ле Коз среди украинцев больше известна как писательница, в частности как автор романа «Селеста», за который в 2001 г. ей была присуждена премия Ренодо. Однако на этот раз для киевской публики госпожа Ле Коз открылась с новой стороны — как великолепный художник-график
Своему новому проекту Мартин Ле Коз дала весьма однозначное название — «Дань уважения кинотворцам». Художница не стала играть в кошки-мышки и строить интриги, вооружившись тушью и карандашом, она перенесла на бумагу портреты тех людей, которые творят или творили настоящее искусство. Мартин не лукавит и признается, что большинство портретов она рисовала по фотографиям, однако, несмотря на это, ей удалось с поразительной точностью передать психологические особенности того или иного человека, уловить нечто такое, что невооруженным взглядом заметить практически невозможно. В созданных ею портретах узнается творческий почерк и характер каждого режиссера: вот на вас лукаво смотрит Альфред Хичкок, а по его столу гуляет черный ворон, или же полные вселенской грусти глаза вечного циника Вуди Алена, или едва уловимая тень Орсона Уэллса. «На написание представленных здесь портретов меня часто вдохновляли известные фотографии,— прокомментировала художница.— Они также являются своеобразной данью уважения фотографам, которые первыми рискнули отобразить зыбкость лиц».
Госпожа Ле Коз отдает предпочтение туши, карандашу и акварели. И то, что многие портреты больше похожи на эскизы,— неслучайно. Многие детали упущены, не прорисованы, или обобщены, но, несмотря на это, то, что мы видим на бумаге, говорит о многом. Такая манера выбрана художницей для того, чтобы подчеркнуть неуловимость и недолговечность момента. Это фиксация короткого мига на грани прошлого и будущего, и зафиксирован он уже со смазкой — момент, когда настоящее одной ногой уже переступило порог прошлого. «Ради большей подвижности и скорости, а также ради диалога со смертью, которую, однако, преодолевает жизнь, потому что вот — она уже запечатлена и потому будет длиться — я выбрала карандаш и тушь,— рассказа Мартина. — Бумага хорошо впитывает влагу, и черный цвет расплывается на нем. Иногда от совсем черной туши в чернильнице вода приобретает синий цвет. Прекрасный синий цвет, который не «выстоит» и размоется в разводах. Сюрпризы туши — настоящие подарки. Именно она придает лицам то, что мы иногда безуспешно пытаемся отобразить — неуловимую грацию».
Еще в детстве Мартин полюбила штриховой рисунок. Большое влияние на нее оказала китайская живопись и творчество Жоржа де Латура, а также английских мастеров Тернера и Рэкхэма («Сон в летнюю ночь», «Кольцо Нибелунга» и др.). «В их работах меня привлекает не столько фееричность, сколько символический смысл и тайна произведения. Поэтому и в моем творчестве доминирует штрих, а цветов нет или почти нет».
Всего в рамках экспозиции представлено три десятка практически монохромных портретов: Альфреда Хичкока, Орсона Уэллса, Франсуа Трюффо, Паоло Пазолини, Жана Ренуара, Константина Коста Гавраса и др. По словам художницы, все они войдут в художественный альбом, посвященный миру кино, над которым госпожа Ле Коз сейчас работает совместно с Ноэлль Шатле. «Как воздать должное творцам анимированных изображений — медленных, широкоформатных, ярких; жестоких и проникновенных, зафиксировав их на листе бумаги? Их пленки проносятся перед нашим взглядом, а нам бы хотелось их остановить в восхищении от умелых или не очень штрихов, втиснутых в кадр! Они беспокоятся переходом от одной реальности в другую, от одной перспективы к другой, но больше всего их беспокоит непрочность»,— отметила художница, которой с восхитительной точностью удалось перенести все это на свои картины.
Оценить мастерство Мартин Ле Коз и прочувствовать грамотно пойманные моменты можно, посетив экспозицию портретов известных кинорежиссеров до 31 декабря в музее искусств им. Богдана и Варвары Ханенко.