Посол Литовской Республики в Украине рассказал «i» о том, чем привлекательна его родина для туристов
Вопрос: Сохранился ли ныне тот интерес к поездкам в Балтийские страны, в частности, в Литву, который существовал в советские времена? Что Литва может предложить туристам сегодня?
Ответ: Ежегодно мы выдаем 20 тыс. виз. Это мало, хотя интерес к поездкам в Литву очевиден. Украинцам нравится Вильнюс, старый город, они очень хорошо там себя чувствуют. Но времена СССР и сегодняшние реалии, конечно, несравнимы. Тогда было единое государство, а украинцы рассматривали Литву как часть Запада.
С тех пор туристические приоритеты в Литве остались практически неизменными. Недавно я разговаривал с депутатом Верховной Рады Тарасом Чорновилом, который из-за одного только Чюрлениса почти каждый год ездил в Литву! Сегодня, конечно, для украинцев открылась масса разнообразных предложений, и если у него в паспорте стоит шенгенская виза, то ему совсем необязательно выбирать Литву. Поток туристов рассредотачивается и, к сожалению, сегодня в Литве останавливается не так много туристов, как бы хотелось.
В: Может ли сегодня Литва конкурировать в сфере туризма с другими государствами Европы?
О: Надо трезво оценивать свои возможности. Мы не можем похвастаться теплым морем, не можем предложить три месяца безоблачного неба, погода в Литве неустойчивая и «рискованная». Я не думаю, что туризм когда-нибудь станет основной частью нашей экономики. Но у нас есть и ряд неоспоримых преимуществ. В Литве быстрыми темпами развивается агротуризм (у вас он называется зеленый туризм), который становится все более популярным.
Не следует забывать и о таком своеобразном виде туризма, как религиозный. К нашим святыням приезжают паломники из Польши и многих других католических стран, а также из Украины, проводятся фестивали католической молодежи. Кстати, только в Вильнюсе ныне около тридцати действующих костелов…
В: Вы сочетаете дипломатическую работу с альпинизмом. Что, по вашему мнению, заставляет людей бросить все и податься в горы?
О: На этот вопрос никто еще не придумал точного ответа. Есть много и шуточных, один из которых гласит, что альпинизм — это самый лучший способ перезимовать лето. Имеются и серьезные психологические исследования, посвященные этой теме. Известна классическая фраза британского альпиниста Мэллори, который первым отважился взойти на Эверест. Он погиб, не дойдя до вершины. Когда его спрашивали: «Почему ты идешь в гору?», он всегда отвечал: «Потому, что она есть». Вероятно, это самый метафизический ответ, и объясняя его, могу сказать, что те люди, которые идут в гору, сами наверняка не могут объяснить, почему они это делают. А если и пытаются объяснить, то просто придумывают красивые философские ответы.
Мне всегда было интересно узнать: что человек ощущает на высоте пяти тысяч метров, шести, семи, восьми? Как он переносит этот холод, как альпинистская группа уживается в одной компании в исключительно экстремальных условиях? Есть, конечно, и вопрос самопознания и самоутверждения. В поисках ответов на все эти вопросы я и ходил в горы. Чтобы понять себя и успокоиться, порой нужно обойти земной шар, и многие это делают.
В: При этом вас почему-то больше всего привлекают Гималаи…
О: Гималаи — это самые высокие горы в мире. Восьмитысячники только там. Кстати, может сложится исключительное впечатление, что подымаясь в горы, я ходил за каким-то экстримом. Специально ни я, ни мои друзья экстремальных ощущений не искали. Наоборот, идя на высокую гору, мы постоянно думали, как избежать ненужного экстрима, как свести риск до минимума. Хотя я ходил всегда с группой настоящих альпинистов и даже без кислородных баллонов. Каждый день мы несли на своем горбу по 30-35 кг веса. Потом мне немножко было лестно узнать, что за такую экспедицию, которую мы совершили на Шиша-Пангму, в свое время по меркам советского альпинизма присваивалось звание заслуженного мастера спорта Советского Союза.
В: Считаете ли вы себя профессионалом в альпинизме?
О: Тут грань очень сложно провести: где профессионал, где любитель. Но если уж человек замахнулся на восьмитысячник и поднялся хотя бы на семь тысяч метров, он, конечно, уже профессионал. Хотя сегодня альпинизм уже тоже изменился и стер еще больше эту черту отличия. Один мой друг, ранее не занимавшийся альпинизмом, а теперь на его счету два покоренных восьмитысячника, просто платит солидные деньги серьезным компаниям, которые ведут людей на самые высокие горы. Они зачисляют тебя в группу, несут твои рюкзаки и кислородные баллоны, ставят тебе палатку, варят тебе макароны и т.д. Там и проводники — альпинисты самого высокого класса. Конечно, идти ты должен сам, но сервис там исключительный, чего не делали мы. Но кто этот человек? Турист? Думаю, тоже профессионал.
В: Когда вы поднимались на вершину, вас, наверное, оберегали, лелеяли. А другой человек ваш рюкзак тащил и был готов там и погибнуть… В восхождении альпиниста-туриста есть какой-то элемент неправды, игры.
О: Вы знаете, неоднократно происходили случаи, когда погибали люди даже с этим исключительным сервисом, сопровождаемые самыми сильными, опытными проводниками-шерпами, носильщиками. Да и я мог реально погибнуть. Когда ты оказываешься на высоте семь-восемь тысяч метров, там уже совершенно другие условия, возникают другие отношения. Недаром черту 8 тыс. м называют чертой смерти. Там уже каждый отвечает сам за себя. Например, лавина. Она идет со страшной скоростью, и никто тебя не спасет, будь ты депутат или президент. Если щель во льду — провалишься вместе со всеми своими удостоверениями… Так что если в серьезную альпинистскую группу тебя приглашают, то это не ради твоей известности или политического веса. Приглашают надежных и подготовленных людей.
__________________
Альгирдас Кумжа — чрезвычайный и полномочный посол Литовской Республики в Украине с февраля 2006 г. Родился 29 ноября 1956 г. В 1980 г. окончил факультет права Вильнюсского университета. В 1994-1997 гг. работал заместителем главного редактора газеты «Летувос ритас». В 1988-1990 гг. — член вильнюсского совета Национального движения «Саюдис». В период с 1990-го по 1992 г. был депутатом Верховного Совета (впоследствии Сейма) Литовской Республики. Увлекается альпинизмом на профессиональном уровне, покорил многие вершины мира. Автор книги «Гималаи: Дневник одной экспедиции». Женат, воспитывает четырех детей.