Грузинские художники сознательно избегают говорить о настоящей Грузии с ее проблемами
Открытие эксклюзивной для Украины галереи «Грузинское искусство» (Georgian Fine Arts Gallery) засвидетельствовало факт появления в столичном культурном пространстве центра притяжения для поклонников самобытной грузинской художественной школы. Станет ли новая галерея действительно полноценным национальным арт-представительством Республики Грузия в нашей стране, покажет ближайшее будущее.
Начальник Главного управления культуры и искусств киевской мэрии Светлана Зорина, присутствовавшая на церемонии открытия Georgian Fine Arts Gallery, призналась в том, что, хотя никогда не бывала в Грузии и мало знакома с грузинским изобразительным искусством, просто очарована представленными полотнами. Однако стартовый подбор участников выставки и полотен, избранных для экспозиции, уже говорит о многом.
Как отметили основатели галереи, основной принцип ее деятельности заключается в профессиональном и персонифицированном подходе к выбору экспонируемых авторов и произведений искусства. По их замыслу, постоянный круг авторов галереи составят лучшие грузинские художники, известные в странах СНГ и за рубежом. На сегодня в экспозиции, которую владельцы галереи обязуются ежеквартально обновлять, представлены полотна Звиада Гоголаури, Важа Месхи, Зураба Гикашвили, Отара Имерлишвили, семьи живописцев Мамуки Дидебашвили и Майи Рамишвили, Эмзара Хабулиани, Мераба Гагеладзе и Давида Попиашвили.
Сочтя это особенным достоинством, устроители выставки особо отметили, что работы представленных грузинских художников являются, с одной стороны, образцом современной грузинской живописи, а с другой, являют собой результат абсолютно индивидуальных творческих поисков без привязки к национальным особенностям. «За плечами у многих из них трудная и насыщенная жизнь, о которой можно лишь догадываться, стоя перед пронзительными колористическими полотнами,— отметил художник и владелец галереи Звиад Гоголаури.— Эти мастера пишут картины, которые трудно «втиснуть» в четкие рамки жанров и стилей; они великолепно перерабатывают материал истории искусств, тактично вводя зрителя только в свой мир бытия, в котором царят гармония чувств, легкая ирония, восторженное преклонение перед цветом и виртуозное владение техникой».
Тем не менее очевидно, что заявленное главное и основное направление новой галереи — представлять именно современное искусство Грузии, в работах, отобранных для стартовой экспозиции, себя практически не проявило. Удивило, что все художники, как сговорившись, живописуют какую-то нереальную, ненатуральную, а скорее воображаемую, фантазийную и давно ушедшую Грузию; их произведения окрашены в ностальгически-романтичные грустноватые тона, называть их творчество современным, по-видимому, не вполне корректно. Это совсем не та страна, которая за последние годы пережила трагедию гражданской войны, тяжелые события далеко не бескровных смен властных элит, вплоть до загадочной гибели президента Звиада Гамсахурдиа, многолетнюю драму грузино-абхазско-осетинского конфликта, завершившегося разгромом и потерей территорий. Художники сознательно избегают говорить о той, настоящей, Грузии с ее наболевшими социальными и политическими проблемами, которые звучат на кухнях и верандах, за столами, уставленными бутылками «Киндзмараули», чачи и водки.
Еще один пласт недоумения категорически выразил присутствовавший на открытии грузинский график, постоянно проживающий на арабском Востоке Ираклий Лагидзе: «Нет солнца, все очень пасмурно, это не моя Грузия!». И здесь нечем возразить. Широко представленные картины известного художника Важа Месхи демонстрируют нам целый ряд однообразных пасмурных сюжетов, почему-то неизменно решенных в белесоватых, серо-оливковых тонах. Одно-двухэтажный патриархальный город, напоминающий старинный Тифлис; дома-развалюхи, повозки, коляски, ослики, арбы, харчевни, петушиный бой, вывески на ломаном русском языке и т.п.. Картины Месхи тщательно выписаны, поражает их стильная образность и кропотливая деталировка, исключительная каллиграфичность кисти, но… Как все это «мило»! И не более.
Те же мотивы и у Отара Имерлишвили. Такие теплые, домашние, интерьерные, мастерски и тщательно выписанные картинки прежнего «безмятежного» семейного быта. Вот счастливая семейка грузинских евреев: гордый папа, жеманная мама, сынок со скрипочкой. А вот другая семья, то ли армяне, то ли грузины, но сынок все с той же неизменной скрипкой.
Театрально-постановочные странноватые образы на картинах семейной пары Дидебашвили-Рамишвили не менее трогательны. Правда, Майя Рамишвили пошла несколько дальше, смело приоткрыв занавес над бытом местных куртизанок 1920-х годов…
Совершенно не случайный, очень одинаковый подбор полотен в нынешней экспозиции галереи Georgian Fine Arts Gallery говорит о многом, а прежде всего о безусловной коммерческой ориентированности представленных художников, направленной на удовлетворение стандартно-стереотипных запросов не столь украинских, сколь (и преимущественно) западных ценителей живописи. Именно на них рассчитаны пасторально-патриархальные картинки той Грузии, которая практически давно канула в Лету. Вероятно зарубежного потребителя совершенно не интересует современная Грузия со всеми ее проблемами и болями. Совсем не случайно симпатично-безмятежные, окрашенные мягким лиризмом полотна Звиада Гоголаури успешно проданы не только коллекционерам в Грузии (около тысячи работ), но и в России, Греции, Турции, Чехии и США, причем, по заверению владельцев галереи, картинами Гоголаури могут похвастаться актеры Николас Кейдж и Пьер Ришар, семья Рокфеллера и т.д. Холсты Эмзара Хабулиани, Важа Месхи, Давида Попиашвили, Мамуки Дидебашвили и Майи Рамишвили, да и практически всех представленных мастеров, находятся в частных коллекциях Германии, Франции, Швейцарии, Италии, Финляндии, Канады, Болгарии, Японии и многих других стран.