В Украинском доме до 15 марта развернута экспозиция третьего «Большого скульптурного салона 2009»
В Украинском доме до 15 марта развернута экспозиция третьего «Большого скульптурного салона 2009»
Организацию такой грандиозной и непростой выставки в условиях экономического кризиса можно приравнять чуть ли не к подвигу на ниве современной культурной жизни нашей страны.
Без сомнения, центральным событием салона этого года станет развернутая на первом этаже крупнейшая в Украине экспозиция древней монументальной каменной скульптуры. Около сорока уникальных исторических памятников, каждый весом в полторы тонны, доставили в Киев из Днепропетровского исторического музея им. Дмитрия Яворницкого, Археологического музея Института археологии НАН Украины и других музеев. Найденный в 1973 г. в Днепропетровской области так называемый «Керносівський ідол», датируемый ІІІ тысячелетием до нашей эры, оценивается в $500 тыс.
Большинство «идолов» представляют культуру степных народов, которые обитали в районах большого степного пояса Евразии от эпохи неолита (ІV-ІІІ тысячелетие до н.э.) вплоть до средневековья (ХІІ — первая половина ХІІІ века н.э.) и принадлежали древнеарийским, ирано- (скифы, сарматы), тюрко- и монголоязычным племенам. В тот период у курганных народов и кочевых племен собственно возникла и получила дальнейшее развитие традиция создания крупных каменных изваяний, представляющих собой статуи предков, символизирующие хранителей рода, плодородия и благосостояния.
Большинство изваяний высечены из массивных цельных глыб песчаника, известняка, а также из гранита. В коллекции есть как «женщины», в простонародье прослывшие «скифскими бабами», так и «мужчины». И те, и другие с явно выраженными «достоинствами», скрывать которые в те времена считалось излишним. Кстати, этот факт стал открытием для Михаила Каменского, возглавляющего представительство Sotheby’s в странах СНГ. «Только здесь я воочию убедился, что есть не только скифские бабы, но и мужики»,— поделился он самым сокровенным.
Коллекционер и меценат Игорь Воронов, ставший непременным участником практически всех салонов, проводимых в Украинском доме под брендом «Арт Киев», стал героем дня и на этот раз. Господин Воронов выставил на всеобщее обозрение дорогущие работы знаменитых мастеров Альберто Джакометти, Жана (Ганса) Арпа и Генри Мура. Последние три года произведения швейцарца Джакометти не покидают первую пятерку в рейтингах самых дорогих лотов мировых аукционов, работы англичанина Мура пользуются бешеной популярностью и становятся фетишем на любой распродаже, а француз Арп — основатель дадаизма…
Кроме того в «Большом скульптурном салоне 2009» развернута достаточно емкая и разнообразная экспозиция украинских мастеров. Свои работы демонстрируют около 40 ведущих украинских скульпторов, среди которых Василий Бык, Тарас Плищ, Александр Дяченко, Михаил Вертуозов и многие другие, а также итальянец Джанфранко Меджато и, конечно, Олег Пинчук со своей новорожденной «Жабой». Со спецпроектом «Моя архаика» выступил Александр Сухолит, свои скульптурные разделы представили ряд галерей.
Главным разочарованием стало то, что давно заявленный почетный специальный гость Зураб Церетели не приехал в Киев и не предоставил свои произведения. При этом скрывать важность его присутствия для значимости «Большого скульптурного салона 2009» директор Украинского дома Наталья Заболотная не сочла нужным, сообщив, что она несколько раз специально ездила в Москву для того, чтобы лично и непосредственно добиться согласия на прибытие Церетели в Украину, тщательно обсудив все детали.
В каталоге, специально изданном к «Большому скульптурному салону 2009», в разделе, посвященном экспозиции Церетели, размещены фотографии трех произведений мастера, которые так и не доведется увидеть. Госпожа Заболотная озвучила официальную версию неприбытия Зураба Церетели в украинскую столицу, сообщив, что мэтр серьезно заболел. Вполне может быть, тем более, что президенту Российской академии художеств в январе исполнилось 75 лет. Однако не исключена и другая трактовка этого прискорбного события. Скульптуры Церетели, заявленные для участия в салоне, да и само его чествование в Киеве совершенно не вписывались в идеологическую концепцию выставки. Особенно это справедливо в отношении бронзовой композиции «Ливадийская тройка», где Иосиф Сталин, откинувшись на спинку кресла, вприщур разглядывает хитро-подобострастно согнувшегося Черчилля, а вот Рузвельт выглядит похожим на маршала Жукова.