Не будет преувеличением сказать, что украинские ученые-ракетчики (те, которым удалось пережить советские репрессии) были движущей силой космической гонки СССР против США во время холодной войны. После распада Советского Союза Украина потеряла большинство своих высокотехнологичных отраслей - но не космическую. Хотя война с Россией нанесла тяжелый урон космическому потенциалу страны, Украина сумела создать новые международные альянсы и мечтает в течение 2-3 лет стать частью Европейского космического агентства.
Показательно, что все четыре лучших украинских ученых-ракетчиков советской эпохи пострадали от советских репрессий. Один из них поплатился жизнью. Как информируют Экономические новости, об этом пишет Euromaidan Press.
Две центральные фигуры советской космической программы – инженер-ракетчик Сергей Королёв и конструктор ракетных двигателей Валентин Глушко – оба были украинскими учеными-ракетчиками. Первый был родом из Житомира, второй – из Одессы.
В 1930-х годах оба работали в НИИ ракетно-двигательных установок (РНИИ) в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург, Россия), были ложно обвинены в соучастии в антисоветском заговоре во время сталинского великого террора, провели годы в заключении, но выжили, в отличие от другого своего коллеги из Украины, Георгия Лангемака.
В конце 1930-х годов Глушко был приговорен к 8 годам заключения и работал в качестве заключенного над различными проектами самолетов вместе с другими арестованными инженерами. А будущий руководитель советской космической программы – Королев – вполне мог умереть во время заключения в сибирских лагерях ГУЛАГа.
Первоначально он был приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей и провел несколько месяцев на золотом прииске на Колыме с чрезвычайно высоким уровнем смертности из-за плохих условий. В лагере Королёв получил различные травмы из-за регулярных избиений и потерял большую часть зубов от цинги.
Позже его повторно судили, и приговор Королеву был заменен на 8 лет заключения в авиационном научно-конструкторском центре. На самом деле сломанные в ГУЛАГе и неправильно зажившие челюсти стали причиной его смерти в 1960-х годах, так как врачи не смогли осуществить интубацию Королева во время плановой операции.
И Глушко, и Королев были освобождены только в 1944 году, хотя обвинения с них были сняты лишь несколько лет спустя.
Другой ракетчик украинского происхождения – Георгий Лангемак, этнический немец из Старобильска – не пережил коммунистическую шпионскую фобию периода большого террора 1930-х годов. Коллега Глушко и Королёва, Лангемак, успешно спроектировавший и разработавший твердотопливные ракеты, которые впоследствии широко использовались штурмовиками, и знаменитые реактивные системы залпового огня БМ-13 “Катюша”, был казнен в 1938 году по обвинению во “вредительстве” и участии в “антисоветской террористической организации”.
Разработка первой функциональной баллистической ракеты V-2 нацистской Германией во Второй мировой войне дала толчок американской космической программе после операции ” Paperclip”, в ходе которой ведущие немецкие ученые-ракетчики, включая главного конструктора V-2 Вернера фон Брауна, сдались США, где продолжили работу над проектами, связанными с ракетами.
СССР не так повезло: они сумели добыть лишь несколько моделей ракет и деталей и завербовали в основном технический немецкий персонал, связанный с производством V-2, и лишь пару немецких ученых-ракетчиков.
Королёв стал главным конструктором советской баллистической ракеты на базе V-2. Сначала Советам и немцам, находившимся под советским контролем, пришлось провести реинжиниринг, воссоздать чертежи V-2 и изготовить несколько копий немецкой ракеты, а затем команда под руководством Королева усовершенствовала ракету, которая была весьма ненадежна как оружие с точки зрения дальности и соотношения попаданий к промахам.
Недостатки конструкции постоянно совершенствовались, и на седьмой итерации ракета превратилась в межконтинентальную баллистическую ракету Р-7, которая была использована для запуска первого искусственного спутника Земли “Спутник-1” на низкую околоземную орбиту. Так Королёв стал главным творцом советской космической программы. Конструкция Р-7, по сути, используется и сегодня в качестве основной ступени российского космического корабля “Союз”.
После успеха “Спутника-1” ракеты на базе Р-7 несколько раз с разной степенью успеха использовались для отправки в космос бродячих собак, а в 1961 году команда Королёва отправила на орбиту первого человека – Юрия Гагарина – в первом в истории человечества космическом корабле “Восток”.
Дальнейшие полеты этого корабля и его преемника “Восход” привели к полету в космос и обратно еще нескольких человек, в том числе первой женщины – Валентины Терешковой, первому групповому космическому полету и миссии, включавшей первый выход в открытый космос.
Менее чем через месяц после смерти Королёва, 3 февраля 1966 года, лунный космический зонд “Луна-9” стал первым искусственным космическим аппаратом, пережившим посадку на небесное тело.
В то время как Королёв создавал свои ракеты, Валентин Глушко со своим бюро разрабатывал ракетные двигатели для ракет Королёва и других ракет.
Позже Глушко стоял за проектом “Буран/Энергия”, результатом которого стал один успешный полет советского космического челнока “Буран” без экипажа и два полета тяжелого грузового корабля “Энергия” в 1988 году.
Для подъема “Бурана” на орбиту “Энергия” использовала четыре пристыкованных разгонных блока – это были жидкостные ракеты “Зенит”, разработанные в Украине в КБ “Южное”.
В 1954 году Михаил Янхель основал в украинском городе Днепр конструкторское бюро по баллистическим ракетам, которое впоследствии стало КБ “Южное” и существует по сей день, тесно сотрудничая с днепровским ракетным заводом “Южмаш”. Эти предприятия также известны под своими украинскими названиями – “Пивденне” и “Пивденмаш”.
Янхель родился в Сибири, куда его дед был выслан из Черниговской губернии Украины за мятеж. На предприятии Янхеля разрабатывались и серийно производились межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) для советской армии и ракетные двигатели. Некоторые конструкции МБР, разработанные Днепром, были адаптированы для запуска космических аппаратов и стали основой для более поздних космических ракет.
В советское время бюро Янхеля разработало ряд различных МБР, в том числе с орбитальными возможностями. Адаптацией его ракет для невоенных целей стали ракеты-носители “Космос”, “Циклон” и “Днепр”.
Первым астронавтом независимой Украины стал Леонид Каденюк, который был участником миссии американского космического челнока STS-87 в 1997 году.
Постсоветское ракетостроение в Украине
Когда в 1991 году Советский Союз распался, большинство крупных предприятий во всех бывших советских республиках оказались на грани банкротства, будучи полностью зависимыми от централизованных государственных заказов в условиях социалистической государственно-плановой экономики. Исчезли не только заказы из Москвы, в основном на продукцию оборонного назначения. Были нарушены целые цепочки поставок, часто включающие множество заводов и исследовательских центров по всему СССР.
Вопреки всему, государственные предприятия “Южное” и “Южмаш” выжили благодаря сохранению и восстановлению связей с российскими компаниями и участию в новых международных проектах.
В 1985-2019 годах было проведено 84 пуска различных ракет семейства “Зенит” производства КБ “Южное”, в том числе 36 пусков “Зенита 3SL” транснациональной компанией “Морской старт”.
В 1995 году Украина запустила “Сич-1”, первый спутник наблюдения Земли, на ракете “Циклон-3” с космодрома Плесецк в России. И спутник, и ракета были разработаны и изготовлены в Днепре, а ракета является производной от советской межконтинентальной баллистической ракеты Р-36, разработанной в бюро Янгеля в 1960-х годах и получившей в НАТО название SS-18 Satan. Ракета “Сич-1” эксплуатировалась до 2001 года.
В 2011 году Украина запустила еще один подобный спутник, “Сич-2”, на этот раз на носителе “Днепр” с территории России. Этот спутник был потерян через год.
Ряд запусков ракет семейства “Циклон” продолжался с 1970-х годов до списания аппарата в 2009 году. В 1999-2015 годах российско-украинско-казахстанская компания “Южное” запустила множество спутников на 22 ракетах-носителях “Днепр” с территории Казахстана и России.
“Южное” также разработало, а “Южмаш” производит первую ступень ракеты-носителя Antares компании Northrop Grumman, используемой для запуска грузового корабля Cygnus к Международной космической станции. С 2013 года ракета Antares была запущена 14 раз и только один раз потерпела неудачу, и проект остается активным: следующий запуск запланирован на август 2021 года.
Российская агрессия, развязанная против Украины в 2014 году, сильно ударила по украинскому космическому сектору, поскольку Украина потеряла испытательные мощности для ракетных двигателей в Крыму. Кроме того, Украина поделилась с Россией большинством своих космических проектов, которые также были потеряны.
В 2016 году “Пивденмашу” пришлось преодолеть пик кризиса производства, вызванного разрывом цепи поставок с Россией.
Будущее
Несмотря на все трудности, с которыми сталкивается украинская космическая программа, Владимир Тафтай, глава Государственного космического агентства Украины, сохраняет оптимизм.
“Космическая отрасль Украины сейчас находится в сложной ситуации, потому что за последние 5-7 лет (после российской оккупации украинского Крыма и Донбасса, – ред.) отечественные космические компании потеряли множество заказчиков. Среди крупных заказчиков была и Российская Федерация. Украина много потеряла от расторжения контрактов с ней, но в то же время это дает возможность наладить сотрудничество с другими зарубежными партнерами”, – сказал он в интервью Укринформу.
В конце 2021 года SpaceX собирается запустить на ракете Falcon 9 украинский спутник “Сич-2-30”, ранее известный как “Сич-2-1”. Всего в ближайшие годы Украина намерена создать группировку из семи украинских спутников. Сич-2-30 – первый украинский спутник такого рода, который будет запущен за последние 10 лет.
В настоящее время “Южное” разрабатывает ракету “Циклон-4М”, которая будет запущена из Новой Шотландии канадской компанией Maritime Launch Services. Первый полет ракеты намечен на 2022 год.
Еще один проект ракеты-носителя “Южного”, который, однако, еще не вышел за рамки рабочего проекта, – новое семейство ракет “Маяк”. В семейство войдут несколько ракет, в том числе легкие, средние и тяжелые.
В 2019 году украинский парламент внес поправки в закон “О космической деятельности”, разрешив частным космическим компаниям заниматься космической деятельностью, что потенциально может увеличить космический потенциал Украины, хотя новое законодательство пока не принесло никаких результатов.
Украинские космические стартапы сейчас находятся на очень ранних стадиях, и делать какие-либо прогнозы относительно них пока рано.
Например, компания Promin Aerospace, которая привлекла $500 000 инвестиций в рамках pre-seed раунда для разработки самой маленькой орбитальной ракеты в истории, была основана только в январе 2021 года. Тем не менее, космическая программа правительства Украины на 2021-2025 годы предусматривает полномасштабное сотрудничество государства с частным сектором и расширение международного космического сотрудничества.
Также, по словам Тафтая, Украина планирует создать отечественный космодром, однако пока неясно, будет ли это наземный космодром или мобильная морская платформа по типу “Морского старта”.
Владимир Тафтай надеется, что через 2-3 года национальное космическое агентство присоединится к Европейскому космическому агентству (ЕКА).
“В ближайшем будущем Украина примет участие в программе NASA по исследованию Луны Artemis. Недавно мы подписали меморандум о сотрудничестве. Кроме того, мы планируем участвовать в программах, которые предусматривают изучение Марса”, – говорит Тафтай.
Примечательно, что две частные космические компании из Великобритании и США имеют украинские корни. Британская компания Skyrora имеет научно-исследовательский центр в Днепре, Украина, а основатель американской компании Firefly Airspace Макс Поляков родом из украинского города Запорожье. Обе компании все еще готовят свои первые запуски. Skyrora собирается завершить разработку своей трехступенчатой орбитальной ракеты-носителя Skyrora XL к концу 2022 года, а Firefly Airspace готовит свою ракету Alpha к дебютному запуску в конце этого года.