В 2005 году правительство, возглавляемое Юлией Тимошенко, смогло провести через парламент отмену многих налоговых льгот. Помимо льгот в свободных экономических зонах и на территориях приоритетного развития, пострадали и инвестиционные льготы. С тех пор предприятиям приходилось платить НДС на оборудование, вносимое в уставные фонды. То же самое касалось и прямых иностранных инвестиций, осуществляемых не в денежной форме, а в виде материальных активов.
Менять правила игры без переходного периода, когда контракты уже подписаны, было не лучшим выходом. В итоге рост инвестиций в основной капитал в 2005 г. составил всего 2%. Однако уже за январь-сентябрь 2006 г. рост ускорился до 16%. Получается, что инвесторы готовы вкладывать деньги (благо они есть) и не имея льгот.
Поэтому неудивительно, что у идеи восстановления льготы нашлись противники. Собственно, это те, кто в свое время данную льготу отменял. По их мнению, возможность что-то ввезти без НДС обязательно приведет к тому, что под видом инвестиций будут импортироваться самые обычные товары.
Как сообщил «i» автор законопроекта — член комитета Рады по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства, бывший директор «Турбоатома» Анатолий Бугаец (фракция СПУ), — речь идет об отмене в законе об НДС нормы, введенной в начале 2005 г. с подачи правительства Юлии Тимошенко. Согласно принятым тогда изменениям в госбюджет-2005 было введено налогообложение инвестиций, вносимых в уставный фонд в виде материальных активов (оборудования и недвижимости) по обычной ставке НДС в 20%, тогда как ранее такая норма не действовала.
«В результате, как стало очевидно уже в конце 2005 г., больше всего вреда новые правила налогообложения инвестиций принесли не только украинским предприятиям, которые развивают бизнес и инвестирование внутри страны, но, прежде всего, иностранным инвесторам. Ведь для того чтобы завезти в Украину современную технику в обмен на акции украинского предприятия, пришлось дополнительно заплатить государству пятую часть их стоимости,— пояснил депутат.— Инвесторам оставили одну возможность — делать взносы в уставные фонды только деньгами, что в принципе мешает завозу на территорию нашей страны передовых технологий и столь необходимого нового оборудования».
Как говорится в пояснительной записке к документу, средний возраст действующих основных фондов украинских предприятий (оборудования, транспорта и помещений) превышает 24 года, а средний уровень изношенности — 47%. После введения НДС на инвестиции вложения в основные фонды остановились (см. график). В прямых иностранных инвестициях в Украину в 2006 г. материальные взносы составили лишь $456,2 млн., при этом их доля уменьшилась до менее чем 10% от общего объема ПИИ. «Если во все предыдущие годы мы имели прирост темпов обновления основных фондов украинских предприятий по 15-30% в год, то по итогам 2005 г. получили прирост в 1,9%, что оказалось по сути катастрофой»,— подытожил господин Бугаец. (Добавим, что в прошлом году рост инвестиций все же ускорился.— Ред.).
Автор законопроекта утверждает, что данную норму готовы поддержать Кабмин и парламентская коалиция. Сейчас законопроект находится на рассмотрении профильных комитетов Рады и в течение месяца будет вынесен на голосование — чтобы до принятия госбюджета-2008 эта налоговая норма была восстановлена. По словам депутата, в следующем году госбюджет, возможно, недополучит часть своих поступлений от НДС, однако в течение ближайших нескольких лет — в результате увеличения инвестиционной активности — экономика в целом выиграет.
Экс-министр экономики Сергей Терехин (ныне депутат фракции БЮТ), с подачи которого в 2005 г. вводился НДС на инвестиции, отмечает, что отменой льготы государству удалось закрыть еще одну бюджетную дыру. Мол, под видом инвестиций импортировались и затем продавались без налогообложения внутри страны огромные партии товаров. Да и льготы для инвесторов он считает неоправданными: «Почему, когда компания вводит в уставный фонд оборудование или оно ввозится из-за рубежа, оно не должно облагаться НДС, тогда как для всех остальных этот налог действует?»
Депутат считает, что если будет существовать налоговый стимул для ввоза импортного оборудования, то в Украине никогда не научатся делать аналогичное и экономика будет сохранять сырьевую направленность. По его мнению, любая покупка корпоративных прав должна осуществляться в деньгах и только за эти деньги затем можно обновлять основные фонды: «Иначе все будут действовать как одна страховая компания, которая в 1995 г. ввезла из-за рубежа бивни мамонта, оценила их в сумму, необходимую для формирования уставного фонда, положила в сейф и начала работать».