Открытие американского посольства в Иерусалиме превратилось в кровопролитие. Приняв такое решение, Дональд Трамп нарушил международный консенсус, хрупкий баланс на Ближнем Востоке и даже традиции американской дипломатии, в результате чего подвергся шквалу критики в США.
Кроме массового кровопролития на границе Сектора Газа, которое еще можно списать на ХАМАС, это сугубо символическое и лишенное практического смысла действие чревато серьезным обострением на Ближнем Востоке и напряжением в отношениях Америки с ее арабскими союзниками.
Ведь речь идет о фактическом признании Америкой Иерусалима столицей Израиля, что вызывает в мусульманском мире настолько отрицательную реакцию, что даже дружественные США авторитарные режимы арабских стран вынуждены считаться с мнением своих подданных. А к примеру, турецкий лидер Эрдоган, известный, как и Трамп, импульсивностью высказываний и решений, и вовсе заявил об отзыве послов из США и Израиля, назвав Израиль государством-террористом, хотя еще недавно отношения Анкары и Тель-Авива были весьма теплыми.
Напомним, что ситуация со статусом Иерусалима является крайне противоречивой. Административным центом Израиля является Тель-Авив. Посольства других стран находятся именно в Тель-Авиве и ряде других городов, в том числе посольства всех основных союзников Америки и ее партнеров по НАТО. Де-факто Тель-Авив является столицей.
В то же время, Израиль своей столицей объявил Иерусалим, хотя несколькими резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН для Иерусалима установлен статус муниципалитета, находящегося под международным управлением. Израиль провозгласил Иерусалим столицей в 1949 г. после войны за независимость. В 1967 г. после Шестидневной войны Израиль аннексировал Восточный Иерусалим, объединив его с Западным в единое муниципальное образование, но это объединение не признано ООН. Словом, вопрос о том, можно ли считать Иерусалим легитимной столицей Израиля, с точки зрения международного права является спорным.
Церемония открытия посольства была выдержана в лучших традициях американского шоу. На мероприятии присутствовали сотни приглашенных, в которых лидеры обоих государств обратились вживую и в записи.
Церемония состоялась 14 мая 2018 г. «Именно в день 70 лет назад, почти именно в это время Давид Бен-Гурион провозгласил независимость Израиля. Спустя всего 11 минут президент (Гарри) Трумен сделал США первой страной, которая признала возрожденное Государство Израиль. Он потом жалел, что так долго ждал», — сказал посол США в Израиле Дэвид Фридман.
Напомним, что Давид Иосиф Грин (Бен-Гурион) — видный деятель сионизма и еврейского рабочего движения Палестины, один из основателей государства Израиль, его первый премьер-министр, занимавший эту должность дважды, а также десятикратный военный министр, под руководством которого Израиль отстоял свою независимость в арабо-израильской войне 1947-1949 годов. Кстати, Бен-Гурион также является выходцем из Российской империи, точнее с той территории Польши, которая до 1917 г. входила в состав России. Поясним также, что Израиль является парламентской республикой, и хотя должность президента там существует, но основными властными полномочиями наделено правительство во главе с премьером.
«Через семьдесят лет после этого знаменательного события… США, наконец, делают следующий шаг, шаг, который ждали, за который голосовали, о котором молили все эти годы. Мы открываем посольство Соединенных Штатов в Иерусалиме, Израиле», — продолжил Дэвид Фридман.
Этот перенос, по крайней мере, пока что, является сугубо символической затеей, суть которой свелась к смене вывески на уже существующем здании генерального консульства США в Иерусалиме, а также к переезду туда посла с небольшой группой помощников. Основная часть посольства остается в Тель-Авиве. Словом, налицо чистейшей воды символизм, долженствующий показать, что Штаты признают Иерусалим столицей Израиля, по крайней мере, в такой форме.
Церемония открытия продолжалась полтора часа. Программа включала видеообращение Трампа, а также речи президента Израиля Реувена Ривлина и премьер-министра Биньямина Нетаньяху, которые лично приехали на мероприятие.
Американская сторона была представлена в Иерусалиме министром финансов Стивеном Мнучином, помощником госсекретаря Джоном Салливаном, дочерью Трампа Иванкой и ее мужем Джаредом Кушнером. На трибуну, задрапированную голубой тканью, взошли христианские пасторы и еврейский раввин, которые обратились с благословением к 800 участникам церемонии. Музыкальное сопровождение обеспечат американские морские пехотинцы, который исполнили гимн США, и израильская певица Хагит Ясо с композициями «Аллилуя» и «Да пребудет с нами мир».
Дочь президента США Иванка Трамп перед вылетом в Израиль выложила в Фейсбуке свою фотографию у Стены плача. «Я огромной радостью возвращаюсь в Иерусалим. Для меня честь присоединиться к делегации, которая представляет президента Трампа, его администрацию и американский народ на этой знаменательной церемонии, посвященной открытию посольства США и Иерусалиме. Мы молимся за безграничный потенциал и будущее американо-израильского союза, и мы молимся за мир», — написала она.
Да только с миром как раз не сложилось. Арабы считают поражение в войне 1947-1949 гг. и провозглашение Израиля национальной катастрофой (Накбой), началом оккупации и скитаний сотен тысяч беженцев. К 70-й годовщине Накбы арабы запланировали кульминацию «Великого марша возвращения» — полуторамесячника протестных акций, которые началась 30 марта и унесла жизни свыше полусотни жителей сектора Газа в стычках с силовиками Израиля.
Демонстративное открытие американского посольства в Иерусалиме только подогрело страсти в Палестинской автономии, особенно в Секторе Газа, а также отозвалось в мусульманском мире.
Мировые СМИ облетели впечатляющие картины массовых акций протеста арабов в Секторе Газа непосредственно на границе израильских территорий. Тысячи палестинцев 14 мая в очередной раз попытались прорвать израильскую блокаду сектора Газа, которая установлена Израилем, блокирующим этот арабский анклав. Арабы использовали камни, коктейли Молотова, горящие шины, самодельные взрывные устройства и другие подручные средства.
В ответ израильские силовики не только задействовали полицейские спецсредства, но против особо агрессивных протестантов применяли боевое оружие на поражение. Армия стянула к Газе две дополнительные пехотные бригады. Еще одну перебросили на Западный берег реки Иордан, то есть во вторую часть Палестинской автономии, которая находится под руководством менее радикальной и более склонной к компромиссам партии ФАТХ во главе с Махмудом Аббасом. Впрочем, Западный берег как раз остался в стороне от агрессивных действий. Зато на границе Газы израильские военные насчитали более 35 тыс. участников беспорядков на 12 участках границы.
По данным палестинской стороны, число погибших в столкновениях с израильскими войсками на границах сектора Газа превысило 50 человек, а более 2400 получили ранения. Сообщается о гибели арабской девочки, задохнувшейся в дыму.
Американские СМИ назвали столкновения самыми жесткими с момента операции «Нерушимая скала» в 2014 г., которую ЦАХАЛ (Армия обороны Израиля) провела в секторе Газа.
Премьер Израиля Биньямин Нетаньяху отверг обвинения в непропорциональной агрессии со стороны израильских силовиков. По его словам, ЦАХАЛ имеет право защищаться от радикального палестинского движения ХАМАС. Именно боевики ХАМАС обострили ситуацию, уверены власти Израиля.
Этой же позиции придерживаются и в Вашингтоне.
По словам заместителя пресс-секретаря Белого дома Раджи Шаха, ответственность за трагическую гибель людей целиком лежит на ХАМАС, который преднамеренно и цинично провоцирует ответную реакцию властей Израиля. США возложили ответственность за гибель людей в результате столкновений в секторе Газа на группировку ХАМАС, подтвердив право Израиля на самооборону.
«Нам известно о насилии в секторе Газа. Ответственность за трагическую гибель (людей) целиком лежит на ХАМАС. ХАМАС преднамеренно и цинично провоцирует такую реакцию властей Израиля. Как заявил госсекретарь США, у Израиля есть право защищать себя», — заявил Радж Шах.
Парадокс ситуации состоит в том, что, по некоторым данным, в 1970-х годах ХАМАС при деятельном участии американских и израильских спецслужб создавался для того, чтобы расколоть палестинское движение за независимость во главе с покойным Ясиром Арафатом и руководимой Организацией освобождения Палестины (ООП), правопреемником которой является нынешний ФАТХ, поскольку ООП находилась под сильнейшим советским влиянием. Но потом ХАМАС, как часто бывает в таких случаях, вышел из-под контроля своих создателей, и сейчас с ФАТХ Израилю и Америке намного проще находить общий язык.
В свою очередь, ООН осудила действия израильских силовиков, которые использовали огнестрельное оружие против толпы. Правда, дальше общих фраз об осуждении дело, как всегда не пошло. Заседание Совета безопасности свелось к взаимным декларативным обвинениям. Выработать консолидированную позицию в Совбезе ожидаемо не удалось из-за позиции США.
Позиция России тоже оказалась неоднозначной, поскольку в Кремле, как и в Вашингтоне, самой важной проблемой считают Сирию. Пытаясь выйти на минимальный консенсус с Америкой по Сирии — куда более важной для Кремля! — в Москве стремятся не допускать лишнего обострения по причине очередного арабо-израильского обострения из-за Иерусалима. Второстепенность иерусалимского конфликта для Кремля, по данным СМИ, подтвердил и визит Биньямина Нетаньяху в Москву незадолго до конфликта. Сложилось впечатление, что в Кремле дали добро, лишь слегка повозмущавшись для приличия.
В целом же, налицо обострение ближневосточной проблемы в связи, мягко говоря, не слишком взвешенной политики нынешней администрации США во главе с Трампом. Политика предыдущей администрации Барака Обамы заключалась в том, чтобы постараться усадить за стол переговоров даже таких антагонистов, как ХАМАС и власти Израиля. В связи с этим отношения Израиля и США при Обаме заметно похолодали, поскольку Вашингтон учитывал далеко не все «хотелки» Тель-Авива.
Сейчас Трамп, израильско-ближневосточной политикой которого, повторим, заправляет его зять Джаред Кушнер, пошел на обострение ситуации. Добившись восстановления самых тесных отношений с Израилем, Америка платит обострением или, как минимум, сильной натянутостью отношений с целым рядом арабских и мусульманских стран, считающихся союзниками США в регионе. Ничего хорошего это не сулит ни США, ни Ближнему востоку, ни остальному миру.