украинцы привыкли поздней осенью выходить на Майдан, чтобы поменять власть и попытаться изменить судьбу страны. Пока получается не слишком удачно. Об этом пишет в Фейсбуке политолог Евгений Магда.
Если говорить о национальных привычках, то украинцы привыкли поздней осенью, когда собраны не только природные, но и электоральные урожаи, выходить на Майдан, чтобы менять власть и попытаться изменить судьбу страны. Пока получается не слишком удачно.
И оранжевая революция 2004 года, и ЕвроМайдан 2013-2014-го стали важнейшими событиями новейшей политической истории Украины. Они изменили логику развития страны, показав, что украинцы остаются последовательными в своем стремлении быть свободными и без лишнего пиетета воспринимают власть. Оба упомянутых события серьезно озадачили Кремль, который во время ЕвроМайдана пытался активно влиять на ситуацию, а после отбросил внешнеполитические приличия, откусил лояльный к России Крым и зажег пламя противостояния на Донбассе. Как иначе удержать Украину в зоне своего влияния, в Москве не знают. Страны Запада к украинским Майданам относятся уважительно, но не абсолютизируют их значение: для представителей зрелой демократии подобные выступления означают, что в Украине плохо работают демократические процедуры. Например, выборы.
Пока можно смело утверждать, что темпы изменения общества намного быстрее, чем у тех, кто называет себя «политической элитой».
И отказ представителей СБУ, МВД и Генпрокуратуры от совместного брифинга об итогах расследований преступлений на ЕвроМайдане, к сожалению, отлично это подтверждает. Убийцы «Небесной сотни» не наказаны, а констатация «Во всем виноват Янукович», вероятно, правдива, но не дает ответов на накопившиеся за два года вопросы. Запрос общества на позитивные изменения остается огромным и плохо удовлетворенным, о чем, безусловно, знают в высоких властных кабинетах.
Аннексия Крыма и противостояние на Донбассе – объективные факторы, сдерживающие развитие Украины, однако они не могут заслонить собой неспособность украинских политиков подняться над партийными и приватными интересами ради создания эффективного государства. Украина борется за осознание себя сильной и успешной страной зачастую не только с другими государствами, но и с теми, кто принимает участие в управлении нею. Огромные потери, которые государство понесло в 2014-2015 годах, не только стали испытанием для общества, но и имеют шансы сыграть роль катализатора изменений для страны. Конечно, если ими успешно распорядятся власть имущие.
Пока можно констатировать, что у власти нет единого видения путей развития страны и осознания сложностей в коммуникациях с собственными гражданами. Обитатели политического Олимпа, зачастую сами являющиеся активными пользователями социальных сетей, порой действуют так, словно и нет в мире средств массовой информации.
«Война все спишет» – универсальное пояснение для проколов власти, но оно все меньше удовлетворяет миллионы украинцев, несущих на себе тяжесть противостояния с Россией не в меньшей степени.