Похоже, украинцам суждено первым испытать на себе, что такое война нового типа, война 21 века. И вооруженные террористы на Донбассе — лишь видимая часть “кремлевского айсберга”. Как, впрочем, и энергетический шантаж Москвы.
Ведь пока все внимание Украины приковано к АТО на востоке или газовым переговорам с Газпромом, Россия ведет против Украины еще одну войну — экономическую.
И здесь имеются ввиду не “сырные или конфетные конфликты”. Все намного сложнее, ведь есть риск, что Кремль задумал лишить украинские предприятия не только российского рынка сбыта, но и самой возможности что-то производить. А что означает остановка многотысячных промышленных заводов для того же востока страны, предугадать несложно — полный крах экономики и возможные социальные бунты. И все это — на фоне идей сепаратизма.
На мечту купить Украину, хотя бы по частям — большими градообразующими предприятиями (то есть, фактически — городами) — в Кремле не скупятся. Так, еще в декабре прошлого года, когда Россия расщедрилась на первый транш 15-миллиардного кредита режиму Януковича, эксперты прогнозировали “начало конца” украинской экономики, как таковой. Ведь ее планировали сделать российской.
“В Кремле выделено до 20 миллиардов долларов на скупку ключевых предприятий Украины — для того, чтобы иметь возможность влиять на всю нашу территорию. Ведь контролируя предприятия, можно контролировать и людей”, — заявлял тогда эксперт Института стратегического партнерства Вадим Денисенко.
Революция достоинства этот план если не сломала, то хотя бы приостановила. Но в безопасности ли украинская экономика и при нынешнем засилье российского капитала? Напомним, одни лишь банки, имеющие материнские структуры у нашего восточного соседа, входят в первую пятерку наиболее капиталоемких российских предприятий в Украине. Это Сбербанк России, ВТБ Банк, Альфа Банк и Проминвестбанк. Они владеют долговыми обязательствами многих крупнейших украинских промышленных, торговых, телекоммуникационных компаний. Поэтому могут дестабилизировать их работу в мгновение ока. Политика РФ показала, что в Кремле не считаются с любыми экономическими потерями и готовы жертвовать частными экономическими интересами.
целом же, по подсчетам издания Hubs, россияне владеют каждой десятой компанией из рейтинга 200 крупнейших компаний в Украине. Соответственно, от их решений зависит судьба десятков тысяч простых рабочих. Так, на предприятиях одного только ИСД (контролируется представителями российского госбанка ВЭБ), работает более 30 тыс. человек. На “Запорожстали”, половина акций которого в руках россиян, — почти 20 тыс. сотрудников и т.д.
Поэтому есть потенциальный риск того, что российские собственники могут в любой момент принять решение о приостановке того или иного производства. С целью потери работы для тысяч людей, прекращения уплаты налогов и давления на потребителей. Такие действия будут иметь лавинообразные последствия, поскольку затронут десятки и сотни других предприятий подрядчиков и потребителей.
“Первые ласточки” уже есть. Так, “Лугансктепловоз” приостановил производство якобы из-за боевых действий. Появилась информация, что российский “Трансмашхолдинг” переносит производство в Брянск. И хотя на “Лугансктепловозе” опровергают перенос производства, дыма без огня не бывает. В данном случае около 5 тысяч человек в депрессивном регионе могли бы потерять работу.
Еще один вагоностроитель — Крюковский вагонзавод, который на четверть принадлежит россиянам — в текущем году существенно сократил производство. Так, в январе-мае 2014 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, выпуск грузовых вагонов упал на 79% — до 626 шт. Пассажирских же вагонов завод в этом году вообще не производил.
Поэтому Украине следует более внимательно следить за деятельностью российских собственников украинских предприятий, выполнением ими приватизационных обязательств или экологических стандартов. Поскольку при поражении вооруженной агрессии, Путин воспользуется не только ценой газа, но и другими инструментами для дестабилизации экономической и политической ситуации в Украине.
Тем более, что право как минимум на пристальное внимание со стороны украинских властей российский бизнес заслужил лишь за аннексию Крыма. С полуостровом, напомним, Украина потеряла еще и государственную компанию Черноморнефтегаз — вместе со всей инфраструктурой, двумя дорогущими “вышками Бойка” и двумя миллиардами кубометрами газа.
Еще в марте министр юстиции Украины Павел Петренко заявил, что Украина готова арестовывать активы, принадлежащие российскому государству в качестве компенсации за нанесенные убытки в связи с оккупацией Крыма и войной на Донбассе.
“Что касается заявлений о национализации государственной собственности в Крыму и соответствующих природных ресурсов на шельфе Черного моря, мы официально заявляем, что если Российская Федерация признает эти действия крымской власти, то Украина оставляет за собой право применять адекватные меры по компенсации этих потерь за счет имущества, которое принадлежит Российской Федерации и находится как на территории Украины, так и в других странах. Мы будем это делать в строгом соответствии с международным и национальным законодательством”, — заявил Петренко.
Позже в сети появился предварительный список еще и частных российских предприятий, которые Украина могла бы национализировать. В нем оказалось 20 компаний, в том числе торговые комплексы, отели, отделения банков, алюминиевые комбинаты, ГОКи, глиноземные, нефтеперерабатывающие, трубные заводы и так далее.
Но это — на крайний случай, считают специалисты. “Ведь любая национализация негативно сказывается на инвестиционном климате — именно поэтому, если она и будет происходить, то только в самом крайнем случае, возможно, после предварительного одобрения (если таковое будет) от западных правительств”, — говорит директор аналитического департамента Concorde Capital Александр Паращий.
В случае же, если украинское правительство таки решится на национализацию российских активов, в первую очередь это ударит по российским металлургам и нефтяникам, отмечают эксперты.
Однако, чтобы национализация не была выборочной и неполной, правительству следует обратить внимание и на такие предприятия, которые на самом деле контролируются российскими госбанками, а номинально “принадлежат” частным инвесторам либо якобы украинским олигархам. Иначе Кремль сможет открыть против Украины еще один фронт экономической войны. И очередные опасности власть будут ждать не только с границы, но и изнутри страны.
Не следует забывать и о награбленных активах и предприятиях “Семьи” и ее бизнес-партнеров, который за время правления беглого президента обросли различными энергетическими и телекоммуникационными активами…
Владимир ПИСАРЕНКО