Последние новости
17 января 2025
16 января 2025

Пять шагов для повышения средней зарплаты до $1 тыс.

no image

Пять шагов, которые необходимо предпринять, чтобы зарплата в стране за 5 лет достигла $1 тыс.

Резкое повышение уровня профессионализма и мотивации человеческих ресурсов на всех уровнях власти

На данный момент власть, она же политическая элита, и корпоративный сектор представляют собой две параллельные реальности. В первой существуют люди с советским образованием (или и вовсе без него), не отвечающим вызовам времени, постсоветской ментальностью, преимущественно не владеющие иностранными языками. Во второй – люди со знанием иностранных языков, зачастую западным образованием, опытом работы в международных компаниях, другими жизненными ценностями. Необходимо сделать так, чтобы вторая реальность начала перетекать в первую.

По версии президента Грузии Михаила Саакашвили, успешно решается такая задача путем сокращения штата чиновников в 20 раз и последующего увеличения оклада оставшимся в 15 раз. Такое решение приводит во власть всех уровней некоррумпированных молодых людей из частных компаний и неправительственных организаций, многие из которых учились за границей. Зарплата младшего персонала в грузинском министерстве теперь начинается с $ 700.

Согласно модели развития Ли Куан Ю, основателя и идеолога независимого Сингапура, зарплата высших чиновников страны (в нашей версии – кабмина) должна составлять 2/3 от средней зарплаты 48 самых высокооплачиваемых топ-менеджеров страны.

Иными словами, заказали исследование зарплат топ-менеджеров в украинских подразделениях Kraft Foods, Coca-Cola, Philip Morris, Procter & Gamble, Kyivstar и т. д., получили среднюю цифру, например, $ 170 тыс. в год. По версии Ли Куан Ю, официальная зарплата члена кабмина должна составлять не меньше $ 120 тыс. в год, или $ 10 тыс. в месяц.

Без качественных, а не только количественных, изменений во власти никакие реальные изменения невозможны.

Введение жесткой системы контроля над чиновниками

Для того чтобы все эти чиновники не злоупотребляли служебным положением (читай – не воровали) даже несмотря на приличные зарплаты, необходима система контроля над их тратами и этикой поведения. Большинство стран-реформаторов делали для этого две вещи – вводили декларацию о расходах и создавали независимое (просьба обратить внимание на это слово) бюро по борьбе с коррупцией.

Первое делало воровство и накопление госсредств бессмысленным, поскольку чиновник не мог ими воспользоваться. Второе отсеивало из госслужб всех, кто был нечист на руку. Высокопоставленные польские чиновники рассказывали Корреспонденту, что агентство это настолько долго и настолько пристально изучало дела каждого, кто мог занять высокую должность, что скрыть от него нельзя было ничего.

В Сингапуре эти же функции и вовсе выполняло агентство по привлечению инвестиций, совмещая борьбу с коррупцией с заботой о притоке иностранного капитала. И это объяснимо: страна избрала основой своего развития иностранный капитал, и все, что стояло у него на пути, беспощадно уничтожалось.

Конечно же, введение такой системы контроля над коррупцией подразумевает, что чиновники высшего эшелона не замешаны в сомнительных деяниях и сами являются образцом для подражания.

Проведение масштабной дерегуляции экономики

Здесь важно понимать, что речь идет даже не о снижении номинальных ставок налогообложения, а об упрощении так называемого администрирования налогов, сборов и платежей, разрешительных процедур, согласований и лицензий.

Все должно быть максимально просто, все должно занимать минимально короткое время. Это не только устранение препятствий на пути притока капитала, это еще и значительное уменьшение возможностей для мздоимства у чиновников на местах.

Ориентиром должны стать страны, занимающие лидирующие позиции в рейтинге Doing Business, например Новая Зеландия, США, Великобритания, Сингапур. Дерегуляция должна быть масштабной, а не точечной.

Определение приоритетов отраслевого развития

Украине необходимо определить приоритетные отрасли, которые способны в ближайшее время составить мощную конкуренцию другим странам на глобальных рынках. Чем выше добавленная стоимость в этих секторах, тем лучше. После этого нужно создать благоприятные условия для ведения бизнеса в данных сферах.

Мы предлагаем обратить пристальное внимание на IT-технологии, сельское хозяйство (с акцентом на переработку, там выше добавленная стоимость) и тяжелое машиностроение. На аграрном рынке земля должна стать товаром, которым можно торговать и использовать как залог в банке.

Развитие инфраструктуры

Украина обладает уникальным географическим местоположением, занимая территорию между Европой, СНГ, Россией, Азией и Ближним Востоком. Сейчас она использует этот потенциал лишь в части транзита нефти и газа, являясь одним из крупнейших транзитеров в мире.

Огромный потенциал присутствует в области перевалки грузов. Сегодня порты, как правило, управляются государственными менеджерами в интересах определенных финансово-промышленных групп. Неэффективный менеджмент и фантастические таможенные проволочки привели к тому, что один лишь румынский порт Констанца по объему грузопотока обошел все украинские порты, вместе взятые. Необходима приватизация портов (честная), она должна вызвать огромный скачок в объемах грузоперевозок. Например, порт в Поти (Грузия) купили и отстроили инвесторы из ОАЭ.

Также необходимы законодательные изменения для активной передачи автострад и мостов в концессию, для модернизации архаичной железной дороги. Многие возрождающиеся экономики начинали свой ренессанс со строительства и ремонта дорог, мостов, коммуникаций, портов, аэропортов. Лучше всего с этой работой справляется бизнес.

Все это, как правило, дает существенный толчок смежным отраслям и увеличивает приток туристов. В итоге развиваются строительство, гостиничный бизнес, общепит и т. д.

Этот материал опубликован в №21 журнала Корреспондент от 3 июня 2011 года в рамках проекта Национальная идея.


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи