Сейчас большая часть китайского экспорта доставляется по морю. А новый маршрут позволит сократить путь до Европы и России, а также станет более дешевым путем к рынкам в Центральной Азии.
В пустыне на казахстанско-китайской границе построили огромный сухой порт для экспорта китайских товаров в Европу, Россию и Центральную Азию. Считается, что проект “Новый шелковый путь” ускорит доставку грузов в несколько раз. Скептики отмечают, что проект авантюрный и может не окупиться.
Этот приграничный путь – особая экономическая зона на постсоветском пространстве. Китай уже построил город на своей части ее территории. Казахстанский проект пробуксовывает из-за коррупционных скандалов и долгостроя.
“Хоргос” – крупнейший сухой порт в Центральной Азии. Он построен в Казахстане недалеко от китайской границы, в сотнях километров от ближайшего города.
Одни говорят, что он полностью изменит ситуацию в мировой торговле. Другие считают, что это гигантская авантюра.
Цель проекта – создать новый торговый путь с востока на запад: товары вроде новейших компьютеров быстрее попадут из Китая в Европу по суше.
“Здесь была пустыня. А сегодня, это как оазис в пустыне”, – рассказывает Жаслан Хамзин, директор сухого порта “Хоргос”.
Сокращение пути
В сухопутном порту узкоколейная железная дорога из Китая встречается с ширококолейной. По ней грузы пересекают бывшие территории Советского Союза. Краны переносят контейнеры с китайского поезда на казахстанский.
“Перегружаем в сутки 5-6 контейнерных поездов. В планах у нас перегружать более 10 контейнерных поездов в сутки. Морем грузы доставлялись 50-60 дней, сегодня грузы транзитом доставляются через Казахстан за 14 дней”, – продолжает Хамзин.
“Хоргос” – ведущий проект официальной китайской инициативы “Экономический пояс Шелкового пути”.
Сейчас большая часть китайского экспорта доставляется по морю. А новый маршрут позволит сократить путь до Европы и России, а также станет более дешевым путем к рынкам в Центральной Азии.
Хватит ли грузов
Однако некоторые эксперты сомневаются, что новый маршрут экономически оправдан.
“Большие оптовые грузы гораздо дешевле перевозить морем. Нетяжелые премиальные можно доставлять по воздуху. Однако есть некий коммерческий смысл перевозить по железной дороге не самые премиальные, но и не дешевые крупные грузы. Вопрос только в том, хватит ли их для того, чтобы окупилось строительство новой железной дороги и все эти новые составы”, – говорит Том Миллер, автор книги “Азиатская мечта Китая”.
Работать сюда съезжаются со всего Казахстана. Мурат Жолдасов приехал с северо-востока страны.
“Было тяжеловато сначала. Привыкать было трудно. Погодные условия другие, чем там у нас. Здесь тепло. А у нас там холодно. Каждый день ветер, буран. Здесь в самом начале даже заболел с непривычки”, – рассказывает он.
Нуркенте: жилье бесплатно, но денег не хватает
Теперь Мурат живет здесь, в специально построенном для работников порта городе Нуркенте, который назван так в честь президента страны Нурсултана Назарбаева. Улицы украшены его портретами. Жилье выдают бесплатно, чтобы привлечь людей в этот отдаленный регион.
По плану, в Нуркенте будут жить сто тысяч человек, но пока сюда приехали только три.
В 2016 году, через порт прошло более 25 тысяч контейнеров; в 2017 – почти вдвое больше.
Сейчас рост во многом обеспечивается щедрыми субсидиями из Китая. Однако в будущем они, вероятно, сократятся, и железнодорожному транзиту придется непросто в конкурентной борьбе. Вопрос в том, надежны ли эти инвестиции. Многие экономисты говорят, что не слишком – все это довольно рискованно. Вполне возможно, что в виде прибыли удастся вернуть лишь малую часть вложенных денег.
В презентациях этот регион Казахстана называют новым Дубаем. Пока это скорее мечта, но чем активнее строится “Новый шелковый путь”, тем больше меняется этот регион.