Начнем с хорошего. Футурологи из Осло посовещались и с помощью статистической модели определили, что в течение 40 лет количество войн на планете сократится вдвое и в 2050 году лишь 7% стран на планете будут находиться в состоянии войны.
Причины? Распространение высшего образования, снижение темпов рождаемости, снижение уровня младенческой смертности, уменьшение доли молодежи в населении планеты, повышение стоимости ведения войны, более эффективная работа миротворцев ООН, уважение к человеческому капиталу. Конфликты в Ираке, Сирии, Ливии, Таджикистане к 2050 году закончатся, но могут вспыхнуть войны в Индии, Нигерии, Судане, Эфиопии и Танзании. Война, по мнению ученых, уйдет в прошлое как дуэли, пытки и смертная казнь. На основании данных с 1700 по 2000 год статистическая модель норвежцев показала 20 стран, которые с вероятностью более 50% могли бы быть вовлечены в войну с 2001 по 2009. В реальной жизни 16 стран из предсказанных 20-ти действительно воевали в эти годы. Детальное исследование ученых будет опубликовано в следующем месяце в International Studies Quarterly. Несмотря на то, что модель показала неплохие результаты, в целом такой радужный прогноз о сокращении количества войн в мире в недалеком будущем вызывает у людей скепсис.
Тем временем НАТО получил от Турции официальный запрос на размещение комплексов Patriot на границе с Сирией. И, скорее всего, это будет никто иной, как Германия, которая предоставит Турции две батареи ракетно-зенитных комплексов Patriot и 170 солдат Бундесвера для их обслуживания. Германия играет все более заметную роль в военных международных делах, не только выступая как член НАТО, но и претендуя на статус самостоятельного субъекта геополитики. Немцы уже вышли на третье место в мире по объему военных продаж, обставив Великобританию и Францию, и активно наращивают продажи на Ближнем Востоке. Планируются поставки 200 танков «Леопард» в Катар за 2.5 миллиарда долларов, 600 танков – Саудовской Аравии на сумму в 12.6 миллиардов долларов, поставки вооружений в Алжир на полмиллиарда долларов, продолжение поставок Израилю подводных лодок типа «Дольфин». Германия отказалась от участия в войне в Ираке и Ливии, но в Афганистане держит третий по численности контингент солдат, участвует в миротворческих силах в Ливане и в операциях по борьбе с сомалийскими пиратами в море. Появление немецких солдат в Турции будет еще одним шагом Германии к повышению своего статуса на международной арене.
В США же не утихают страсти вокруг статистики самоубийств среди действующих и бывших военнослужащих. Приведем некоторые данные из отчетов Министерства по делам ветеранов США и Пентагона. 1% американцев прошел через войны в Ираке и Афганистане, но этот 1% воевавшего населения страны совершает 20% всех самоубийств в США. На 1 убитого в бою солдата приходится 25 ветеранов, наложивших на себя руки. С момента начала войны в Ираке и Афганистане покончило с собой более 6500 военнослужащих. За 155 дней 2012 года совершили самоубийства 154 действующих военнослужащих. Это наивысший показатель за первые шесть месяцев за любой год из 11 лет войн, рост — 18% по сравнению с 2011 годом. Каждые 80 минут в США совершается 1 попытка самоубийства кем-либо из прошедших войну. Министерство по делам ветеранов США должно было довести число психологов, работающих с ветеранами, до 1900, но не набрало еще и 1600. В клиниках Министерства такие врачи долго не задерживаются, так как либо не справляются с потоком пациентов, либо уходят в более высоко оплачиваемые частные клиники. Ожидается, что число самоубийств среди военных США вряд ли снизится в ближайшие годы.
Дрономания дошла и до ООН. Организация обратилась к США и Франции с просьбой предоставить БПЛА для наблюдения за повстанцами из М23 в Конго. Если дроны будут предоставлены, то это будет первое в истории ООН использование БПЛА. Речь идет не об ударных БПЛА, а только о машинах наблюдения. ООН хочет увидеть, поставляют ли солдат и оружие повстанцам Руанда и Уганда. Пока неясно, как это будет оформлено юридически и насколько такая практика будет соответствовать международному праву, готов ли кто-нибудь предоставлять БПЛА для ООН, но сам вероятный факт использования наднациональной организацией дронов-разведчиков может вызывать большие вопросы, опасения и протест у множества стран.
В Ираке накаляется обстановка между иракской армией и курдскими силами Пешмерга. Неделю назад тринадцать иракских солдат были убиты в результате столкновений с курдскими пешмерга в городе Тикрит. Иракские силы перебрасывают танки и тяжелую военную технику в районы так называемых спорных территорий – Киркук, Диялу и Салахаддин. То же самое делают и курды. Поводом для очередного обострения отношений стало создание в сентябре Багдадом нового командного центра под Киркуком, в подчинении которого будет по плану находиться до 30 000 штыков иракской армии и который получит статус федерального подчинения, то есть, не будет контролироваться местными властями. Курды категорически против этого, и ситуация обостряется, несмотря на призывы остыть со стороны политиков. Более того, новый центр возглавляет Абдул Амир аль-Заиди, который обвиняется в участии в карательной операции «Анфаль», проведенной против курдов еще Саддамом Хусейном. Некоторые эксперты не отвергают вероятность новой войны между курдами и арабами в Ираке.
Крупнейшая в мире частная охранная компания G4Sпроявила интерес к охране возможного строительства нефтепровода из Южного Судана в кенийский порт Ламу. Южный Судан пытается избавиться от инфраструктурной зависимости от Судана и перенаправить свои нефтяные потоки в порты других стран. Нефтепровод в Кению будет длиной в 2000 километров. Строительство обойдется в три миллиарда долларов и это будет крупнейший африканский проект за долгие годы. ЧВК хотят свою долю. G4S уже работает в 29 странах Африки, численность сотрудников на континенте достигает 100 000 человек. Помимо охраны посольств, банков, телекоммуникационных и транспортных компаний, разминирования, G4S планируют расширить свою деятельность также и в горнодобывающей, нефтегазовой индустрии, в сфере комплексной охраны портов и предложить свои услуги от начальных стадий проектов вплоть до охраны конечной операционной деятельности. Компания активно пытается зайти в проекты в Ливии, Анголе, Тунисе, Кении, Нигерии, Мозамбике. Предлагает свои услуги и в панафриканских и в любых региональных крупных проектах. Африканский рынок охранных услуг испытывает настоящий бум.
Понимает это и легендарный основатель Blackwater Эрик Принс. После новостей из ОАЭ и антипиратских проектов, после некоторого затишья в деятельности и ухода в тень он снова – в центре внимания СМИ. На сей раз неутомимый Принс скооперировался уже с китайцами и основал в этом году компанию Frontier Resource Group (FRG), специализирующуюся на Африке. Принс в июле зарегистрировал фонд, в который набрал у китайских и гонконгских инвесторов за несколько месяцев уже 100 миллионов долларов и планирует набрать ещё 400 миллионов. Китай в этом году объявил, что инвестирует в Африку 20 миллиардов долларов в течение трех лет, и Эрик Принс планирует заработать свой бутерброд с икрой на охране китайских инвестиций и транспортных коридоров. Компания Принса уже вложилась в проекты в Конго, Южном Суда и Гвинее.
И напоследок – хорошая новость для дельфинов. В течение пяти лет ВМС США закроют многолетнюю программу по подготовке дельфинов для обнаружения мин и боевых пловцов противника. Программа работала с 1960-х годов. Дельфины использовались во Вьетнаме, в Персидском Заливе в 80-х и во время войны в Ираке в 2003-м. К 2017 году на почетную военную пенсию уйдут 24 дельфина. Вместо них будут использоваться подводные дроны и новейшие акустические системы.