"Поскольку в Швейцарии зачастую не хватает квалифицированных специалистов по информационным технологиям, а затраты на заработную плату относительно высоки, альтернативой аутсорсингу заказов в Азию, по-видимому, становится Восточная Европа", - пишет Кристоф Г. Шмутц в Neue Zürcher Zeitung.
По словам специалиста по информатике финансового объединения UBS Штефана Арна, “предприятия все чаще доверяют сложные проекты российским или польским разработчикам. Также у швейцарских предпринимателей пользуются популярностью такие страны, как Венгрия или Словакия”. Однако Арн отмечает, что пока объем заказов у них невелик.
“Соотношение между Индией и Восточной Европой показывает исследование венгерского университета в Капошваре. По данным этого исследования, Болгария, Чехия, Венгрия, Польша, Румыния и Словакия в 2006 году экспортировали IT-услуги на сумму около миллиарда евро, в то время как для Индии соответствующая сумма существенно превысила 20 млрд евро. Вряд ли это соотношение существенно изменилось за прошедшее время”, – пишет Шмутц.
По словам представительницы швейцарского портала интернет-аукционов Ricardo.ch Барбары Циммерманн, ее предприятие никогда не рассматривало вывод работ в Азию. “Ricardo.ch, в 2011 году добившийся оборота в 660 млн франков, сотрудничает с командой из 30 киевских разработчиков. Еще 30 разработчиков работают во Франции, а 15 – в штаб-квартире предприятия в Цуге, где в целом работают 140 человек. Украинские программисты числятся в штате независимой местной фирмы, но выполняют только заказы Ricardo.ch. Они совершенствуют сайт и разрабатывают новые продукты. Сотрудники, ответственные за интерфейс, при необходимости приезжают в Швейцарию”, – пишет автор. Возможность приезда и близость часовых поясов, по словам Циммерманн, дают Восточной Европе преимущество перед Азией.
Один из недостатков такой формы работы, по ее словам, заключается в том, что удаленные сотрудники в меньшей мере отождествляют себя с продуктом и с фирмой; для поддержания командного духа в кухне швейцарской штаб-квартиры и в общей комнате киевского офиса пришлось поставить веб-камеры.
“Помимо более низких расходов на заработную плату, культурной и временной близости и отсутствия визовых проблем в качестве одного из преимуществ Восточной Европы называют гибкий рынок труда. По словам некого IT-менеджера, в Швейцарии приходится сначала подавать объявление о поиске сотрудника. Ответ на объявление обычно не воодушевляет, поскольку зачастую не хватает людей с достаточно высокой квалификацией. Кроме того, сроки расторжения контрактов равняются три месяца и более, в то время как в Восточной Европе сотрудников можно набрать за месяц, а сроки расторжения контрактов в некоторых случаях равняются десяти-двадцати дням. Правда, если сотрудник получает более соблазнительное предложение, то предприятие быстрее его теряет”, – пишет Шмутц.
По словам Марко Эберхарда, главы отдела продаж фирмы Youngculture, оказывающей услуги IT-аутсорсинга в Восточную Европу, спрос на разработчиков информационных технологий “по соседству” растет. Однако, по его словам, с проектами, требующими работы более ста программистов, восточноевропейские фирмы, в отличие от азиатских, пока что справляются с трудом.
В Youngculture, основанной в 2004 году, работают около 150 сотрудников, 10 из них – в Цюрихе, остальные – в Сербии. Опыт сотрудничества с российскими программистами для Эберхардта оказался “отрезвляющим”.