19 октября открылся 43-й Киевский международный кинофестиваль "Молодость". Без пышных пышностей и суперзвезд. Но хорошим кино. Хотя непосредственно фильм открытия подкачал…
Регулярные жалобы директора “Молодости” Андрея Халпахчи на нехватку финансов оказались небеспочвенными. Торжественный старт фестиваля не отличился богатым убранством и звездностью гостей. Впрочем, громких открытий у “Молодости” не было со времен 40-летнего юбилея, когда по красной шагали Фанни Ардан, Депардье, Софи Марсо, Кристофер Ламберт. В последующие годы все было гораздо скромнее. Вот и на этот раз ковровая дорожка, выстланная у дворца “Украина”, встречала звезд сплошь местного разлива и всего одного зарубежного гостя.
В скудной череде отечественных деятелей кино, в которой оказались Ольга и Наталья Сумские, Виталий Борисюк, Анатолий Хостикоев, Виктор Андриенко, Владимир Горянский, Виктория Тигипко, мелькнул австрийский мэтр Ульрих Зайдль, естественно, не узнанный толпой. Также по красной прошлись музыкант Луи Франк и певица Маричка Бурмака. Немногочисленные женщины, прибывшие кино посмотреть и себя показать, были одеты хоть и нарядно, но утеплено (и быстро-быстро бежали ко дворцу), так как погода встретила “Молодость” суровой осенней “прохладой”.
Ульрих Зайдль, работы которого дважды претендовали на “Золотую пальмовую ветвь” Канн, создатель знаменитой трилогии “Рай: Любовь, Вера, Надежда”, двукратный лауреат Венецианского смотра, привез в Киев свою полную ретроспективу и фотовыставку, расположившуюся в “Мистецьком Арсенале”. На церемонии открытия 43-й “Молодости” Зайдль получил почетного “Скифского оленя” и пожелал начинающим кинематографистам “снимать свое кино, только для души, только по зову сердца, вопреки политическим ситуациям и отсутствию денег”. “Я рад, что первая моя полноценная ретроспектива пройдет именно в Украине, – добавил режиссер, несколько лет назад снявший историю об украинской медсестре-эмигрантке “Импорт-экспорт”. – Это значит, что теперь мои фильмы узнают и здесь”.
Почетный “Скифский олень” за вклад в украинский кинематограф достался Наталье Сумской, которая не просто поблагодарила организаторов смотра, но еще и спела в тандеме с полтавским хором “Калина” (вот только минорный лад и слова “А молодість не вернеться” были не вполне к месту).
В отличие от Одесского кинофестиваля, который за предельно короткие сроки сумел стать конкурентным европейским форумом, в “Молодости” продолжает проскакивать налет “местечковости”. На сцене если не Камалия голосит, то народный хор (последний, конечно же, куда приятнее, но в современный мировой шоу-контекст все равно вписывается плохо). А программу фильмов открывает не “Артист”, а “Валенса”.
“Молодость” любит польское кино и любит открываться польскими картинами. Если, к примеру, 41-й фестиваль стартовал под “Варшавскую битву” Ежи Гоффмана, то 43-й – под байопик о Лехе Валенсе. Новая работа культового кинематографиста Анджея Вайды едва ли гармонично влилась в праздничный настрой зрителей и позитивное ожидание. Не в плане качества, а тематически. Несмотря на то что Вайда сделал из биографии Валенсы почти комедию, создав чуть ли не пародийный образ политика, два часа митингов и забастовок дались залу нелегко.
Зато ярко стартовала внеконкурсная программа, сразу огорошив зрителя “Мебиусом” Ким Ки Дука и зацепив румынской “Позой ребенка”, победившей на Берлинале. Корейский гений снял тотальный генитальный шок, а Калин Питер Нецер историю о чувстве вины и взрослении. При этом обе ленты рассказали о покаянии и извращенной материнской любви.