На ноябрьские торги аукционного дома Sotheby’s в США выставят сразу два крупных шедевра, созданных Пабло Пикассо и Марком Ротко. Сначала, 5 ноября, в Нью-Йорке у коллекционеров появится возможность побороться за работу Пикассо «Женщина в окне (Мари-Терез)», предварительно оцененную в $15-20 млн. А уже 13 ноября там же с молотка при эстимейте в $35-50 млн. пойдет знаковое полотно Ротко под названием No.1 (Royal Red and Blue) — «№1 (Королевский красный и синий)», написанное в зените его творчества в 1954 г.
Самым примечательным фактом в истории картины «Женщина в окне» стала чрезвычайна привязанность Пабло Пикассо к созданному им детищу. Известно, что эта работа сопровождала художника всю жизнь, не покидая его мастерской. Только после кончины мастера, в 1973 г., полотно стало понемногу «выходить в свет», а в течение последних более 30 лет картина находилась в одной из крупных частных коллекций.
Юная Мария-Тереза Вальтер появилась в судьбе Пикассо в период охлаждения его отношений с женой Ольгой Хохловой. Этот роман привнес в сюрреалистический период творчества художника новую волнующую струю. На смену напряженным, резким и ломаным линиям пришли округлые, а насыщенный колорит стал контрастировать с плавностью телесных очертаний. «Мари-Терез вдохновила Пикассо на целый ряд самых лучших его произведений. Неслучайно и то, что три из десяти самых дорогих произведений художника относятся именно к этому периоду»,— отметил Саймон Шоу, глава департамента импрессионизма и модернизма Sotheby’s в Нью-Йорке. На холсте, предназначенном на нынешние торги, Мари-Терез Вальтер запечатлена весной 1936 г. сидящей у окна, когда она и Пикассо с их маленькой дочкой Майей жили на вилле в Хуан-ле-Пин во Франции. Время было непростое. В эти дни художник переживал скандальный разрыв с Ольгой и не нашел ничего лучшего, как отыскать косвенную причину этой драмы в молоденькой любовнице. Пикассо, очевидно, не хотел официального расставания с Ольгой, его вполне устраивал статус-кво «вольного художника», перманентно меняющего своих «муз» и при этом не теряющего возможности время от времени возвращаться в «тихую семейную гавань». В результате раздражение Пикассо повлияло на его чувство к Мари-Терез. Страсть стала угасать, а в жизни живописца появилась очередная пассия — фотограф Дора Маар, затмившая собой ни в чем не повинную, преданную, но простенькую Мари-Терез. Все эти непростые переживания выразились в том, что обычно умиротворенный образ Мари-Терез на картине «Женщина в окне» выглядит гораздо более напряженным, пронзительным и резким, нежели ранее.
Еще более впечатляющим событием ноября выглядит предстоящая продажа масштабной, размером 288,9 х 171,5 см, картины Марка Ротко «No.1 (Королевский красный и синий)». Начать хотя бы с того, что это одна из восьми работ, отобранных самим художником для своей первой персональной выставки в чикагском «Институте искусств». В апреле 1954 г. к Марку Ротко обратилась куратор этого института Кэтрин Кух с предложением провести его персональную выставку. Ротко настолько увлекся этой идеей, что лично отобрал восемь полотен и даже сделал рекомендации насчет цвета стен в помещении экспозиции. Сегодня четыре из тех восьми работ содержатся в собраниях Музея искусств Тегерана, Музея Гуггенхайма в Бильбао, музея «Коллекция Филлипс» в Вашингтоне и в Музее Уитни Нью-Йорка. Два полотна находятся в собственности сына и дочери художника, и только две работы, включая «No.1 (Королевский красный и синий)», пребывают в частных коллекциях. Во время подготовки к выставке Кэтрин Кух активно переписывалась с Ротко, собирая текстовый материал для пояснительного буклета. Примечательно, что после посещения мастерской художника в Нью-Йорке и ознакомления с его работами 3 июня она написала ему письмо, к которому приложила список картин, которые желательно было бы разместить в экспозиции. «Я особенно хочу ту, чудесную большую красную»,— подчеркнула куратор.
Марк Ротко является одним из самых известных и влиятельных американских художников второй половины XX в. и ключевой фигурой послевоенного абстрактного экспрессионизма. «Заполучить такую восхитительно красивую и монументальную работу, к тому же послужившую украшением экспозиции легендарной выставки 1954 г., для нас настоящая удача. Этот аукцион станет главным событием на мировом арт-рынке»,— уверенно заявил Тобиас Мейер, глава международного департамента Contemporary Art аукционного дома Sotheby’s. Ныне существующий высокий спрос на полотна Марка Ротко господин Мейер называет «ненасытным». По его мнению, начиная с 2007 г., когда картина Ротко «Белый Центр» («Желтый, Розовый и Лавандовый на Розовом») из коллекции Дэвида Рокфеллера на Sotheby’s достигла рекордной отметки в $72,8 млн., начался резкий прорыв в сторону устойчивого роста стоимости его работ. До сих пор этот «голод» по-прежнему неутолим, а в течение последних лет Марк Ротко входит в число самых дорогих художников. Сегодня рекорд стоимости на его произведения принадлежит картине «Оранжевое, Красное, Желтое», написанной художником в 1956 г. и проданной в мае текущего года на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за $86,9 млн. при эстимейте в $35-45 млн. Эта картина стала самым дорогим произведением послевоенного искусства, когда-либо проданным на открытых торгах.
Марк Ротко (Маркус Роткович) родился 25 сентября 1903 г. в Российской империи, в г. Двинске (ныне Даугавпилс). В 1913 г. его семья эмигрировала в Портленд, США. Художник прославился своими абстрактными экспрессионистскими картинами, на которых изображены полосы, представляющие собой несколько цветовых зон. Самой значительной работой Ротко критики считают цикл из 14 картин для капеллы экуменической церкви в Хьюстоне, в штате Техас.
Предварительно с полотном No.1 (Royal Red and Blue) можно ознакомиться в Нью-Йорке начиная с 1 ноября.