Произведения советских писателей детективного жанра, достигшие одновременно наибольшей популярности в печатной версии и экранизации.
1. Роман «Эра милосердия» Аркадия и Георгия Вайнеров, 1975 г.. Роман экранизирован в 1979 г. на Одесской киностудии — фильм «Место встречи изменить нельзя», режиссер Станислав Говорухин. Одну из главных ролей сыграл Владимир Высоцкий, это стало его последнее из самых значительных появлений на киноэкране.
2. Повесть «Дело «Пестрых» Аркадия Адамова, первая из цикла произведений о следователе МУРа Сергее Коршунове, 1952-1956 гг. Принято считать, что именно эта повесть стала первой в возрождении детективной литературы в СССР во второй половине ХХ в. Экранизирована под одноименным названием в 1958 г. на киностудии «Мосфильм» режиссером Николаем Досталем. Этот фильм стал последней завершенной работой знаменитого постановщика.
3. Роман «Визит к Минотавру» Аркадия и Георгия Вайнеров, 1972 г.. Произведение было экранизировано дважды — в 1974 г. («Ночной визит», режиссер Николай Санишвили, киностудия «Грузия-фильм») и в 1987 г. (режиссер Эльдор Урузбаев, киностудия им. Максима Горького). Интересно, что в последнем фильме «снялась» настоящая скрипка Страдивари, изготовленная мастером в годы ученичества под руководством Амати. В 1996 г., почти через 10 лет после выхода картины, эта скрипка была похищена из Московского государственного музея музыкальных инструментов имени Михаила Глинки. Роль Николо Амати в фильме стала последней и, по мнению ряда кинокритиков, лучшей ролью Ростислава Плятта в кино.
4. Повесть «Сержант милиции» Ивана Лазутина, 1957 г. (дебютное произведение известного советского писателя). Интересно, что выходу в свет этой книги предшествовала ее победа в 1955 г. на Всесоюзном конкурсе художественных произведений о работниках советской милиции. Конкурс проводился Союзом советских писателей совместно с Министерством внутренних дел СССР. Книгой заинтересовался режиссер Герберт Раппапорт, и в результате в 1974 г. на «Ленфильме» был снят трехсерийный телефильм с участием целого созвездия выдающихся киноактеров, среди которых Олег Янковский, Любовь Соколова, Виктор Чекмарев, Иван Краско, Татьяна Веденеева и другие артисты. Премьера на ЦТ состоялась 13 августа 1975 г. Харизматичная картина до сих пор появляется на телеэкранах, вызывая неизменный интерес зрителей. На волне огромного успеха повести Иван Лазутин написал и пьесу, которая в 1959-1970-х гг. шла во всех театрах СССР.
5. Повесть «Зеленый фургон» Александра Козачинского. В ряду первой десятки это произведение отличается своей документальной автобиографичностью. Известно, что писатель Александр Козачинский, дворянин по отцу, проживший всего 40 лет,— это человек непростой и просто невероятной судьбы. Автор «Зеленого фургона» в начале 1920-х гг. был главарем банды налетчиков, а затем стал инспектором одесского уголовного розыска, хорошо, почти профессионально играл в футбол (в качестве голкипера он входил в состав одесской футбольной команды «Черное море»). Интересно, что в основу повести «Зеленый фургон» легла синтетическая история юности Евгения Петрова, соавтора романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», и самого Александра Козачинского. Петров стал прототипом Володи Патрикеева, а Козачинский — конокрада Красавчика. По мотивам одноименной повести по заказу Гостелерадио СССР в 1983 г. на Одесской киностудии режиссером Александром Павловским снят двухсерийный художественный фильм, представляющий собой ремейк картины «Золотой фургон» 1959 г., также снятой в Одессе (режиссер Генрих Габай). Правда, по значимости и успеху у зрителей — это два совершенно разных фильма.
Бытует версия, что только преждевременная смерть помешала Владимиру Высоцкому стать режиссером фильма «Зеленый фургон», который должен был запускаться в производство на Одесской киностудии еще в 1980 г.
6. Романы трилогии «Инспектор Лосев» видного мастера советского детектива Аркадия Адамова удостоены премиями Всесоюзного конкурса Союза писателей СССР и Министерства внутренних дел СССР за 1975 и 1982 гг. на лучшую книгу о милиции. Кроме того, трилогия «Инспектор Лосев» награждена золотой медалью им. Героя Советского Союза Николая Кузнецова за лучшее героико-приключенческое произведение 1981 г., учрежденной СП РСФСР и ПО «Уралмашзавод». В 1983 г. режиссер Олег Гойда на основе романа Адамова «Злым ветром» снял на киностудии им. Александра Довженко популярный трехсерийный художественный фильм «Инспектор Лосев».
7. Повесть «Гонки по вертикали», психологический детектив Аркадия и Георгия Вайнеров, 1974 г. В 1983 г. режиссер Александр Муратов на киностудии им. Александра Довженко осуществил одноименную экранизацию в трех сериях.
8. Остросюжетные детективные повести Юлиана Семенова, главным действующим лицом которых выступает полковник милиции Владислав Костенко,— «Петровка, 38» (1963) и «Огарева, 6» (1972). Наибольшей популярности они добились в одноименных экранизациях 1980 г. режиссера Бориса Григорьева, осуществленных им на киностудии им. Максима Горького.
9. Роман «Ларец Марии Медичи» писателя-фантаста Еремея Парнова. Примечательно, что в то время, когда основная специализация Парнова — это все же научная фантастика, которую он писал в основном в 1960-х в соавторстве с Михаилом Емцевым, наибольшую известность ему принесла трилогия об инспекторе Владимире Люсине, в которую вошли романы «Ларец Марии Медичи» (1972), «Третий глаз Шивы» (1975) и «Александрийская гемма» (1991). В 1980 г. режиссером Рудольфом Фрунтовым на «Мосфильме» был поставлен одноименный художественный фильм.
10. Повесть Виля Липатова «Деревенский детектив» (1968 г.) и созданные на ее основе киносценарии трилогии о деревенском милиционере Федоре Анискине («Деревенский детектив», «Анискин и Фантомас», «И снова Анискин»), написанные в непривычном жанре лирико-комичного детектива. Особенно запомнился первый фильм режиссера Ивана Лукинского «Деревенский детектив», поставленный им на киностудии им. Максима Горького в 1969 г. Продолжением стал «Анискин и Фантомас» — советский двухсерийный художественный телевизионный фильм, снятый в 1974 г. режиссерами Михаилом Жаровым, Виталием Ивановым и Владимиром Рапопортом. А завершила кинотрилогию снятая в 1978 г. трехсерийная картина этих же режиссеров «И снова Анискин». Также с успехом был экранизирован детективный роман Липатова «И это все о нем», 1974 г. (режиссер Игорь Шатров, 1978 г., кинокомпания Творческое объединение «Экран»).