В апреле-мае несколько инвестиционных компаний позволят своим клиентам торговать ценными бумагами через интернет
В апреле-мае несколько инвестиционных компаний позволят своим клиентам торговать ценными бумагами через интернет. Технически это возможно уже сейчас, осталось заручиться поддержкой фондовых бирж, в первую очередь ПФТС.
В октябре прошлого года наш соотечественник Александр Дорожко из Ужгорода заработал $286 тыс. на падении акций IMS Health. Американская комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) подала на него в суд, подозревая в использовании инсайдерской информации, но в данном случае интересно другое. Господин Дорожко провернул всю операцию дистанционно, пользуясь услугами компании Interactive Brokers — через интернет.
ПФТС почти готова
Уже в этом году жители Украины смогут торговать акциями из дома и офиса через интернет. Как предположил директор по развитию ИК «Проспект Инвестментс» Олег Филатов, скорее всего, первые сделки пройдут уже в апреле-мае. Они будут проходить на крупнейшем в Украине организованном рынке акций — бирже Первая фондовая торговая система (ПФТС).
«Системы, которые есть у разработчиков, позволяют выходить на биржу. Мы проводили первую пробную сделку еще в сентябре прошлого года. Из Алушты подсоединились к рынку заявок ПФТС и несколько раз купили и продали акции «Укрнефти». В ноябре завели пару своих клиентов, открыли им счета у себя, в Межрегиональном фондовом союзе (МФС) и на ПФТС, и от их имени торговали. Увидели, что сделки проходят. Когда запустится интернет-трейдинг теперь зависит от того, насколько ПФТС заинтересована в ускорении процесса»,— отметил господин Филатов.
Биржа не против. Неделю назад ее президент Ирина Заря официально заявила, что в 2008 г. наиболее важным является подключение брокерских систем к рынку заявок ПФТС. «Всю вторую половину года происходила отработка, совместная работа с брокерскими системами. Участники рынка хотят, чтобы клиенты имели возможность напрямую работать с биржей»,— рассказала она.
Представитель биржи, пожелавший остаться неизвестным, рассказал, что ПФТС уже создала самое необходимое для запуска интернет-торговли — ядро и шлюз. Ядро — это программный продукт, который позволял бы проводить сделки в режиме реального времени и сводить между собой ордера тысяч клиентов. В свою очередь шлюз — это некое устройство, коммутатор, который выдает торговцам через интернет доступ на сервер биржи. «Функции ядра выполняет наша система рынка заявок. Кроме того, мы пока единственные в Украине, кто создал шлюз. Сейчас идет тестирование систем и разработка нормативной базы»,— рассказал он.
Софт для торговли
Вторая необходимая часть для запуска интернет-трейдинга — программы, которые должны закупать брокерские компании. Они позволяют торговцу подсоединиться через шлюз к бирже, а клиентам — к нему. В результате клиенты получают опосредованный доступ к торговле акциями. По словам Олега Филатова, ПФТС протестировало две брокерские системы — Smart Trade (разработчик «IT Инвест», Москва) и QUIK (Новосибирск). В перспективе предполагается проверка третьего продукта — Net Investor (разработка «МФД-Инфоцентр»).
Директор инвестиционной компании Galt&Taggart Securities Сергей Лесик рассказал, что его компания уже обслуживает своих клиентов через QUIK. Он отказался рекламировать продукт, но признался, что его пришлось адаптировать к украинским условиям.
Напротив, господин Филатов не стал скрывать, что именно «Проспект Инвестментс» продвигает в Украине Smart Trade. Компания входит в московскую группу «Русские фонды», к которой относится и разработчик программы. «В ноябре прошлого года мы создали пул из 15-20 компаний, которые планировали купить Smart Trade. Периодически мы консультируемся, развиваем договорную базу»,— подчеркнул он.
Покупка и установка брокерского ПО — дорогое удовольствие. По данным Galt&Taggart Securities, установка торговой системы QUIK обошлась компании примерно в $1 млн. Представитель «Проспект Инвестментс» затруднился рассказать, сколько стоит Smart Trade. К тому же компания пока не торопится приобретать софт для интернет-трейдинга. «Спешить, пока биржа официально ничего не сказала, не имеет смысла. Закупить и поставить систему займет от силы 10-15 дней»,— отметил господин Филатов.
Брокеры заняты более важным делом — разработкой базы документов для интернет-трейдинга. К ним относятся брокерское соглашение, регламент и еще десятки нормативных актов. В идеале клиент должен прийти к торговцу и быстро подписать краткий перечень бумаг. Всю остальную работу по оформлению операций должен взять на себя торговец.
Перспектива отсутствует
В прошлом году о намерении запустить интернет-трейдинг заявляла также Украинская межбанковская валютная биржа. Бывшая Донецкая фондовая биржа — теперь «ИННЕКС» — собиралась продаться российской РТС, которая теоретически также могла бы внедрить подобную услугу. Однако пока что на обеих биржах, по данным опрошенных брокеров, работа над системами интернет-трейдинга не ведется.
Реальную конкуренцию ПФТС могла бы составить ТИС «Перспектива», которая на днях получила статус фондовой биржи. Брокеры признались, что торговая система днепропетровцев очень прогрессивная и основана на технологии рынка заявок. Она позволяет одному клиенту проводить несколько операций в день на условиях «поставка против платежа». Теперь биржа «Перспектива» представляет собой аналог самых прогрессивных систем торговли акциями за рубежом — ECN (electronic communication network), которые настроены на сведение между собой множества мелких и крупных клиентов.
Тем не менее у биржи есть крупный недостаток. «Все хорошо, но нет шлюза. И они не хотят его делать, судя по всему. «Перспектива» говорит: кто хочет работать на этом рынке, покупайте у меня терминал. Все должны выходить напрямую на биржу — и физические лица, и торговцы»,— рассказал Олег Филатов.
Брокеров это не устраивает. Если следовать требованиям системы, утверждают они, клиенты торговцев должны напрямую выходить на биржу. Услуги брокеров становятся лишними. Ситуацию спасает лишь одно — пока что, по законодательству, физические лица не имеют права торговать на бирже. Как и во всех странах, туда имеют доступ только лицензированные торговцы. Однако в будущем это требование может быть отменено, поэтому торговцы стремятся изначально сделать свое посредничество единственно возможным способом доступа на биржу через интернет.
«Если «Перспектива» хочет, чтобы на ней работали через интернет-трейдинг, нужно сделать шлюз. Они же просто хотят давать программное обеспечение, чтобы оно стояло у клиента интернет-трейдинга. Думаю, что большинство брокеров это не устраивает. Дело даже не в цене — это вопрос контроля. Клиент что-то напишет, что-то изменит. Брокер не контролирует ситуацию»,— пояснил господин Лесик.
ПФТС создаст подушку
Создав технологию, ПФТС теперь занимается созданием нормативной базы. В конце декабря было заседание Совета ПФТС, на котором были утверждены тарифы на интернет-трейдинг, в том числе и за подключение торговцев к этому шлюзу. Также совет обещал разработать пакет документов для официального подключения системы к бирже. Без него пока что нельзя заключить официальный договор с биржей и аккредитовать торговца с его торговой системой на бирже.
Источник «i» в ПФТС сообщил, что пакет появится уже скоро. Сейчас биржа занимается решением ключевых проблем. Каких именно, он не стал уточнять, заявив, что это закрытая информация. Брокеры предположили несколько своих вариантов.
В частности, пока что законодательство запрещает фондовой бирже заключить сделку между двумя клиентами одного торговца. «Перспектива» эту проблему решила так же, как это делается во всем мире и в России. Биржа заключает сделку не сама с собой на покупку-продажу ценных бумаг по заказу клиента, а с некой структурой, которая зарегистрирована при бирже,— подушкой. Биржа заключает сделку с ней, она — с биржей. Это технологическое приспособление, незаметное для клиентов и торговцев.
Внедрение подушки полезно еще в одном случае. В отличие от рынка котировок, где видно, с кем заключаешь сделку, на рынке заявок — режим анонимной торговли. Человек, увидев приемлемую цену, может нажать кнопку «Купить», но биржа его не пропустит. Дело в том, что биржа видит торговца, а не его клиента, и считает, что брокер торгует сам с собой. Также биржа не пропускает сделки между торговцем и его клиентом. По словам брокеров, ПФТС обещает устранить этот недостаток. Вероятнее всего, внедрив свою подушку.
Еще один важный нюанс — уход от бумажной волокиты и внедрение электронной подписи. По закону, все заявки клиента должны быть направлены в бумажном виде и подписаны. Для интернет-трейдинга это смертный приговор, потому что если человек совершает в день двадцать сделок, то ему нужно тратить все время на подписывание бумаг. Электронная цифровая подпись, закон про которую уже давно принят, позволяет торговой системе идентифицировать клиента и внедрить электронный цифровой ключ. Так работает интернет-трейдинг в соседней России. Там клиент подписывает отчеты брокера раз в месяц.
Главный вопрос, который нужно решить для запуска интернет-трейдинга,— обеспечение ликвидности. «Нет ликвидности, но ее можно создать — договориться с торговцами, чтобы выступили маркет-мейкерами, выставили котировки и развлекли клиентов. Мы собирались с другими брокерами, общались. Вроде бы понимание есть, но, наверное, одного понимания мало»,— отметил Олег Филатов.
Пока что дорого
Интернет-трейдингу пророчат большое будущее. В подтверждение брокеры приводят пример России, где услуга уже раскручена. «Заинтересованность есть. Другое дело, что пока люди не попробуют, что такое интернет-трейдинг, тяжело говорить о цифрах. В России около 500 тыс. физических и 20 тыс. юридических лиц являются клиентами интернет-трейдинга. Рост происходит в геометрической прогрессии. Думаю, не ошибусь — если эти данные разделить на пять, получим цифру для Украины. Вначале так, наверное, и будет»,— заявил господин Филатов.
Он предположил, что торговцы в любом случае будут вынуждены популяризировать интернет-трейдинг, потому что вложат деньги в торговые системы. Поэтому примерно через три-шесть месяцев, допустил Филатов, начнется массовая раскрутка, которая будет включать в себя курсы, рекламу, обучение и игры.
Однако далеко не все участники рынка считают, что интернет-трейдинг даст быстрый успех. «Они что — думают, у нас тут толпы желающих работать через интернет? Туда пойдут молодые люди, которые сегодня висят на Форексе. Ведь это сложное дело, ему нужно отдавать весь день. Солидные люди такого себе позволить не могут»,— оценил востребованность интернет-трейдинга руководитель одной из компаний по управлению активами. Тем не менее он признал, что направление развивать стоит. В перспективе оно может дать неплохие доходы и оживить рынок акций.
Пока что в Украине действует только один проект интернет-трейдинга. В январе его запустила Galt&Taggart Securities. Однако, по утверждению конкурентов, компания не создала интернет-торговлю в чистом виде.
«Galt&Taggart Securities выступает виртуальной биржей, у нее свой хранитель. Клиентов завели, дали им доступ в систему. Но в системе они видят то, что выставили другие клиенты, и то, что выставил из собственного портфеля Galt. Сколько они могут поддерживать бумаг? Ну 10-20. Сделка якобы заключается внутри системы. На самом деле это чистая внебиржевая сделка. Биржа здесь вообще ни при чем. Бумаги переписываются с себя на клиента, с клиента на клиента и тому подобное»,— рассказал один фондовик.
Сколько сейчас клиентов у Galt&Taggart Securities, Сергей Лесик не стал озвучивать. По планам компании, через год должно быть две тысячи. Он опроверг мнение других брокеров о работе по принципу виртуальной биржи. Лесик рассказал, что клиентский заказ отправляется туда, где большая ликвидность. «Либо он передается на ПФТС, либо он закрывается из нашего портфеля, либо в каком-то другом месте. Будут на ТИС «Перспектива» объемы — будем туда направлять. Наша задача — как можно быстрее выполнить заказ клиента»,— заявил господин Лесик.
Новшество в том, что Galt&Taggart Securities гарантирует поставку и бумаг, и денег в тот же день. Это правило, утверждает Лесик, работает даже когда сделка проводится на рынке котировок ПФТС, где типичны задержки с поставкой бумаг или денег даже на пять дней. «Если что, поставляем свои бумаги или платим свои деньги»,— отметил Сергей Лесик.
Услуги Galt&Taggart Securities стоят дорого. Абонентской платы нет, зато компания берет 100 грн. за limit-order и 300 грн. за market-order вне зависимости от объема сделки. Кроме того, все внешние операции — хранителя, ПФТС, МФС, банка — клиент оплачивает отдельно.
«Мы написали бюджет, прикинули, сколько должно быть людей и сколько операций они будут проводить. Посмотрели на западные площадки. Там операции обходятся в $6-7 за сделку, но у них сумасшедшие обороты. У нас таких объемов пока нет. Чтобы нам было выгодно и интересно, написали вот такие цифры. Как будет в жизни, посмотрим. Допускаю, что какое-то время еще будем терять деньги на этом проекте. Но где-то через год он окупится»,— пояснил господин Лесик логику формирования тарифов.
«Проспект Инвестментс» видит будущие расценки за интернет-трейдинг иначе. Компания собирается ввести фиксированную абонентскую плату — от 200 до 500 грн. в месяц. Также будет взиматься комиссия торговца — они примерно соизмеримы. Смысл такой — если маленькая абонентская плата, то комиссия побольше. Клиент сможет выбирать свой вариант обслуживания, в зависимости от оборота. Биржевая комиссия, операции хранителя и прочие внешние услуги также будут оплачиваться отдельно. Услуги биржи и МФС он оценивает примерно в 0,024% от суммы сделки.
Предполагается, что клиент сможет торговать уже с маленьким объемом денег — от 2,5 тыс. грн. На рынке заявок один лот будет равен одной бумаге. Тогда не будет такой ситуации, как на рынке котировок — стоит лот на 1000 бумаг, и купить можно все или ничего. Если один хочет продать 1000 бумаг, второй хочет купить 50, то сделка пройдет именно на 50 единиц.
«Мы рассчитываем, что с учетом всех накладных расходов уже с 2,5 тыс. грн. можно заходить,— подчеркнул Олег Филатов.— На эти деньги уже можно что-то купить, хотя возникает вопрос в целесообразности. Скорее всего эта сумма должна быть не менее 5 тыс. грн.».