Вчера завершилась работа миссии МВФ в Украине. На повестке были вопросы о выделение очередного кредита, и, по словам министра финансов Натальи Яресько, получение транша от МВФ возможно уже в январе, однако, для этого необходимо провести радикальные реформы. При этом, на январь запланирован саммит по поводу донорской помощи Украине, не только от стран ЕС и США, но и от частных компаний, что может стать альтернативой кредитам от МВФ.
Международный валютный фонд прогнозирует, что госдолг Украины на конец года превысит 67% от ВВП (при допустимом максимуме 60%). Может, больше. Только за первое полугодие дефицит бюджета составил 32,788 млрд. грн., что на 8,32% превысило показатели предыдущего года. Золотовалютные резервы НБУ составляют около $10 млрд., что более чем вдвое меньше рекомендованного тем же МВФ показателя (три месяца прогнозируемого импорта + краткосрочный долг).
Перспективы получения транша от МВФ весьма туманны. С одной стороны, представители фонда охотно идут на контакт с новым правительством, что дает надежду на позитивное решение. Президент, премьер, министры финансов и экономики, а также глава Нацбанка встретились с первым заместителем главы Фонда Дэвидом Липтоном, который прилетел в Украину в рамках декабрьской миссии.
Он позитивно отозвался о новом руководстве страны, однако за дипломатической формулировкой читается — чтобы получить реальные средства в рамках программы stand-by, нужно сильно поработать и провести радикальные реформы. О том, что вопрос предоставления траншей МВФ в начале следующего года находится под вопросом, говорит и обращение замглавы департамента внешних связей Фонда Уильяма Мюррея к мировой общественности с просьбой об оказании донорской помощи Украине.
Одним из ключевых вопросов получения помощи от МВФ является оперативное проведение радикальных реформ, в частности в социальной сфере. Судя по заявлениям премьера Арсения Яценюка, новый Кабмин настроен решительно: планируют упразднить специальные пенсии, пересмотреть льготы, которые теперь будут направляться адресно, сэкономить на медицинском сервисе и системе образования. В то же время, введение такой программы грозит ростом недовольства среди населения, которое уже ощущает последствия девальвации и явно не готово к отказу от оставшейся в наследство от СССР социальной системы. Падение гривны напрягает и представителей МВФ, где считают, что обвал нацвалюты к концу года составит 24% и продолжится в следующем году, что ставит под вопрос платежеспособность страны.
Много вопросов к налоговой и судебной системам, а также к программе борьбы с коррупцией, а одним из самых болезненных пунктов остается вопрос с энергообеспечением. Так, представители фонда настаивают на усилении мер по изъятию долгов у юридических и физических лиц, а также в повышении коммунальных тарифов уже с начала следующего года, что тоже никак не поспособствует популярности правительства среди населения.
Вопрос о донорской помощи Украине должен решиться после заседания международной комиссии в январе 2015 г. Однако, на фоне затяжного кризиса в самой Европе стоит понимать, что даже в случае позитивного исхода этого саммита, выделяемые средства, которые априори не подлежат возврату, будут более чем скромными и вряд ли смогут залатать дыры в бюджете. Скорее, они помогут отсрочить решение некоторых проблем, а также на время успокоить население и позволить проводить реформы в более мягком режиме, чем того требуют условия МВФ. Также, оказание донорской помощи может быть своего рода жестом доброй воли со стороны западных стран и выражением одобрения политического курса нового правительства.
В то же время, в случае получения донорских вливаний, у руководства страны будет больше времени для маневра, что возможно приведет к оптимизации законодательства, налоговой реформы, которая наконец вытащит бизнес из тени и позволит легально наполнять бюджет за счет поступления налогов, и эффективных антикоррупционных мер. В этом случае, получение крупных и долгосрочных кредитов от МВФ и других международных организаций будет выглядеть более реалистично.