Новое правительство делает ставку на аграрный комплекс и поиск новых источников энергии, в частности месторождений нефти и газа, попутно закрывая шахты и мобилизуя средства для военно-промышленного комплекса.
На этой неделе премьер-министр Арсений Яценюк представил программу работы нового правительства. В ее основе — курс «на Европу», режим жесткой экономии, повышение обороноспособности, реформы в области энергетики, госуправления и в социальной сфере, антикоррупционные меры, обновление судебной и налоговой систем. Особое внимание уделено развитию энергетического и оборонного секторов.
Новый курс в режиме военного времени
Премьер заявил: основной целью является вступление Украины в ЕС, но для этого Украина сама должна стать европейской страной, тогда и позовут. Сейчас главным вызовом остается угроза независимости из-за военной агрессии России и энергетической зависимости страны. Поэтому вопросы безопасности и поиска новых источников энергии стали приоритетными в программе работы Правительства на ближайшие несколько лет.
Так, на оборону планируется тратить 5% ВВП (вместо традиционных чуть менее 3%), что будет отражено в проекте бюджета на следующий год. Кроме того, будет отменен внеблоковый статус Украины, который глава КМ назвал «взяткой россиянам», и взят курс на сотрудничество с НАТО, которое планируют начать в первом квартале 2015 года.
Украинская армия будет переведена в соответствие со стандартами североатлантического альянса, а годовой план действий будет утверждаться в режиме «Украина-НАТО». Также предусмотрено развитие военно-промышленного комплекса (ВПК), что, по мнению премьера, не только позволит модернизировать и перевооружить армию, но и станет стимулом для экономического развития. Особое внимание в программе уделяется участникам и ветеранам АТО, для которых будет предусмотрено финансирование льгот и социальная поддержка.
Существенные изменения ожидают и сферу энергетики: для достижения энергетической независимости будет проведена диверсификация энергоснабжения и наращивание мощностей АЭС. В планах — достройка двух блоков на Хмельницкой АЭС и увеличение выдачи мощностей Южно-Украинской, Запорожской, Хмельницкой и Ривненской АЭС, топливо для которых будут покупать у американской компании Westinghouse.
Яценюк заявил, что уже в настоящее время 60% природного газа, который использует Украина, поступает из стран-членов ЕС, и эта доля будет расти. Целью является полный отказ от российского газа. Создаются ПАО «Магистральные газопроводы Украины» и «Подземные газовые хранилища Украины», 49% акций которых могут принадлежать иностранным инвесторам из ЕС и США. Также, в рамках евро-интеграции планируется введение украинской энергетической системы в Европейскую сеть ENTSO-E. В более далекой перспективе — постройка LNG-терминала для покупки сжиженного газа, для чего ведутся переговоры с Турцией о разрешении транзита танкеров через Босфор.
Для развития собственной добычи нефти и газа правительство планирует привлекать иностранных инвесторов, с которыми готово делить добытые ресурсы, а для тех, кто будет строить нефте- и газодобывающие станции, налоги будут существенно снижены. Зато объем добычи угля явно пойдет на спад — 32 государственные шахты будут закрыты, 24 законсервированны, а 37 самых благополучных приватизируют. Для компенсации дефицита энергоресурса, уголь будут закупать в других странах. В этом решении усматривается не только экономический, но политический интерес — эти объекты находятся на территории самопровозглашенных республик и имеют стратегическое значение в качестве рабочих мест. Сокращение их числа, а также передача работающих шахт в частные руки существенно скажутся на социальной ситуации в проблемном регионе.
Борьба за энергетическую независимость обойдется населению повышением рыночных тарифов, но для социально-незащищенных слоев населения предусмотрены льготы.
Аукцион невиданной щедрости
Судя по новой политике управления госсобственностью, правительство в основном рассчитывает пополнять бюджет за счет приватизации — 1200 предприятий будут лишены статуса тех, что не подлежат выводу из государственного сектора и, по сути, пойдут на распродажу. С 2016 году планируют ввести практику продаж акций на международных биржах, а главным способом приватизации станут конкурсы по принципу аукциона, при этом все ограничения для участников приватизации будут сняты.
В данном случае речь идет и о том, что значительная часть теперешней госсобственности может уйти в руки иностранных инвесторов и бизнесменов, при этом каких-либо особых условий, которые позволили бы контролировать то, как они распоряжаются объектами на территории страны, не предусматривается. Поэтому, если предусмотренные законы вступят в силу, уже в 2016-м году значительная часть индустриальных объектов может пойти с молотка.
С надеждой на сытое будущее
В программе Кабмина детально представлена «новая продовольственная политика». Уже в начале следующего года планируется проведение земельной реформы, в рамках которой будет проведена инвентаризация земель государственного, коммунального и частного секторов, оптимизированы и упрощены процедуры аренды земель, так как ожидается, что сдача посевных площадей в аренду также станет хорошей статьей дохода.
Этот пункт выглядит неоднозначно — известно, что зачастую арендаторы выжимают из участков все возможное, что в итоге губительно сказывается на последующей урожайности и в перспективе ведет к обнищанию этого стратегического ресурса. Но в нынешних реалиях о долгосрочных перспективах мало кто думает, поэтому, скорее всего, этот природный ресурс будет использоваться по максимуму.
В рамках поддержки малого и среднего бизнеса на селе разработана программа микро-кредитов для фермеров, которая должна поспособствовать развитию сельского хозяйства. Для выхода на мировой рынок и развития экспорта планируется создание и продвижение национального бренда «Продукт Украины», развитие портовой и железнодорожной инфраструктур для оптимизации логистики. Под развитие сельского хозяйства надеются привлечь около €1 млрд. зарубежных кредитных средств.
Однако делая ставку на агросектор, важно понимать, что в условиях разрыва торговых отношений с Россией и взяв курс на Запад, нужно быть готовыми к конкуренции с лидерами европейского агропрома, которые после введения санкций сами столкнулись с проблемой экспорта сельхозпродукции. Еще одна сложность с выходом на новые рынки – необходимость соответствовать требованиям международных стандартов, получение сертификатов качества, соответствие производственным и экологическим нормам, соблюдение маркировки, что занимает немало времени и требует значительных инвестиций. Поэтому рассчитывать на скорый успех на мировом рынке сельхозпродукции стоит лишь в долгосрочной перспективе.
При этом, в правительственной программе ничего не говорится о том, как должен развиваться промышленный сектор, в частности, металлургия, тяжелая и химическая промышленность, машиностроение и высокотехнологические производства. Похоже, эти отрасли не попадают в поле зрения и сферу интересов нового правительства. С одной стороны, это объяснимо — такие крупные производственные мощности, как Мариупольский, Макеевский, Алчевский и Енакиевский меткомбинаты, ферросплавные и коксохимические заводы оказались на территории самопровозглашенных ДНР и ЛНР, из-за чего Украина выпала из числа десятки мировых лидеров в производстве стали. Еще одно объяснение — эти активы находятся в руках крупных ФПГ, которые, скорее всего, и сами знают, что делать.
С другой, за период с начала года, экспорт продукции меткомбинатов в страны ЕС вырос на 15%, отчасти это произошло из-за упрощения торговых отношений, поэтому металлургия по-прежнему остается ключевым звеном в украинском экспорте. Факт, что при составлении плана на долгосрочную перспективу не была разработана стратегия развития металлургической отрасли, выглядит довольно странно.
Такое распределение акцентов говорит о том, что, двигаясь по новому курсу, Украина рискует превратиться в аграрную страну, теряя свои преимущества на мировом рынке металлов скорее, чем получая преимущества от АПК. С другой стороны, заявленное развитие военно-промышленного комплекса дает надежду, что в сфере машиностроения удастся не только сохранить, но и нарастить мощности, попутно обеспечив занятость разработчиков и производителей госзаказами от оборонки.