В газовом конфликте между Украиной и Россией «мяч снова на нашей стороне» - Апелляционный суд Швеции отменил свое решение о временном приостановлении решения арбитража, согласно которому «Газпром» (РФ) должен отдать НАК «Нафтогаз Украины» $2,6 млрд. Об этом сообщил коммерческий директор НАК Юрий Витренко на своей странице в Facebook. Официально информацию подтвердил и российский «Газпром».
Несмотря на это, перспективы реального получения Украиной этих денег от России в соответствии с победой в Стокгольмском суде выглядят весьма далекими и туманными.
Судебная волокита может затянуться надолго
Так, в комментарии Экономическим новостям экс-министр экономики Виктор Суслов предположил, что судебная тяжба между НАК «Нафтогаз Украины» и «Газпромом» будет продолжаться еще очень долго. «Одни европейские суды будут принимать решения в нашу пользу, другие -их блокировать … Таким образом будем еще долго ходить вокруг этого вопроса», – говорит он.
Такого же мнения придерживается и президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. «Дальнейшая ситуация будет развиваться следующим образом:«Газпром» снова обратится в какой-то суд, мы, в свою очередь, подадим жалобу в другой суд – и так будет еще очень долго. Годами. Перспектив получить деньги от России абсолютно никаких», – резюмировал он в комментарии Экономическим новостям.
К вопросу о «хождении по судам»: на фоне провала в суде Швеции «Газпром» «похвастался» тем, что английский суд 13 сентября отменил решение об аресте активов «Газпрома» в Великобритании и Уэльсе в рамках выполнения решения арбитража Стокгольма по спору с «Нафтогазом». Также в своем официальном сообщении «Газпром» отметил, что намерен добиться пересмотра решения шведского суда.
Между тем, коммерческий директор НАК «Нафтогаз Украины» Юрий Витренко считает абсурдным намерение «Газпрома» «добиться пересмотра решения шведского суда». «В этом решении четко указано, что оно обжалованию не подлежит», – сказал он.
Также Юрий Витренко не считает победой «Газпрома» и решение английского суда. Наоборот – видит в этом выигрыш для Украины. «Не знаю, знаете ли вы, но в процессе ареста активов «Газпрома»в Великобритании произошла приятная неожиданность – были арестованы (замороженные) акции Северного потока-1, которые там неожиданно нашлись. «Газпром» был вынужден огласить формальное обязательство перед судом не отчуждать эти акции и держать их в Англии до рассмотрения дела в английском суде по принудительному взысканию его активов в Великобритании. Таким образом, решение суда о замораживании активов было заменено на это обязательство перед судом со стороны «Газпрома». И теперь он должен решать – или погасить перед нами задолженность (с процентами и компенсацией расходов), или со страхом ждать решения английского суда о продаже акций Северного потока-1 в счет погашения долга», – написал он в соцсети.
Напомним, предварительные слушания в суде Лондона перенесены на февраль 2019 года.
В самом НАК «Нафтогаз» сообщили, что на задолженность российского газового монополиста начисляются проценты – примерно, 500 тысяч долларов в день. «Газпром может легко остановить эти глупые потери. Банковские реквизиты «Нафтогаза» ему известны. А пока мы продолжаем процесс принудительного взыскания», – отметили в «Нафтогазе». По состоянию на 13 сентября этого года, согласно официальному сообщению НАК «Нафтогаз» на задолженность «Газпрома» перед «Нафтогазом», были начислены проценты в сумме $104 млн.
Аресты активов «Газпрома» как инструмент давления
Между тем, Александр Охрименко считает, что только арестами активов «Газпрома» в разных странах мира «Нафтогаз» «сыт не будет». «Арест – это еще ничего не значит. Для того, чтобы это имущество конфисковать и продать на аукционе, опять таки нужны решения суда. Отдельные. По каждому пункту. Причем эти решения должны быть конкретные – что именно это имущество можно конфисковать и продать на аукционе. На все это могут уйти десятки лет», – отметил он.
О том, что решение об аресте зарубежных активов «Газпрома» и их дальнейшее выполнение будет приниматься в каждой конкретной юрисдикции с учетом практики местных судов по выполнению арбитражных решений, говорит и ответственный администратор Арбитражного центра при российском Институте современного арбитража Андрей Горленко.
По словам президента Украинского аналитического центра, европейская судебная система построена таким образом, что там нет быстрых решений. «То, что Апелляционный суд Швеции отменил приостановление решения Стокгольмского суда – это конечно хорошо. Но исключительно для имиджа Украины и ее позиций в мире. Действенного механизма получения выигранных в Стокгольмском суде денег нет. Здесь можно спорить, можно ссориться, можно делать какие-то заявления … Просто не существует механизма, как это сделать. Все можно решить, только если сесть за стол переговоров. Даже люди, которые судятся по бизнесу, знают, что лучше договориться. Но в случае конфликта между «Нафтогазом» и «Газпромом» – кто и когда сможет сесть за стол переговоров? Возможно, лет через 5-10 … », – говорит Александр Охрименко.
Отметим, на фоне принятых судебных решений в Швеции и Лондоне представители «Газпрома» на прошлой неделе не приехали на ранее запланированную трехстороннюю консультацию ЕС-РФ-Украина в Брюссель, где должны были на экспертном уровне обсудить вопросы транзита газа через газотранспортную систему Украины после 2019 года и потребности Евросоюза в газе. Еще ранее председатель правления НАК «Нафтогаз» Андрей Коболев заявил, что «Нафтогаз» не готов одновременно обсуждать с РФ транзитный контракт и мировое соглашение по искам в арбитраже.
Между тем, юрист-международник, специализирующийся на деятельности энергетических компаний, Алан Райли, советует россиянам после поражения в шведском суде выписать «Газпрому» чек. «Это будет выход, который позволит сохранить лицо. Если же нет, то репутационные потери будут большими. Когда европейские суды один за другим принимают решения не в вашу пользу, я, как юрист, просто сказал бы руководству «Газпрома»: Стоп! Когда вы уже в яме, не копайте глубже», – написал Алан Райли.
В свою очередь отметим, что сам факт «замораживания» активов «Газпрома» по всему миру не дает российской компании возможностей для финансовых маневров. Потеря репутации также “бьет” финансам. Сегодня рыночная стоимость компании оценивается в $55 млрд, тогда как долговые обязательства уже перевалили за $54 млрд. Это при том, что десять лет назад стоимость российской монополии оценивалась в $342 млрд.
Арест активов «Газпрома» как единственный путь к взысканию долга
«Арестовать активы «Газпрома» по всему миру реальнее, чем получить деньги от России. Я думаю, не отдавать деньги Украине и «Нафтогазу» для «Газпрома» является вопросом принципа», – сказал в комментарии Экономическим новостям председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак.
В отличие от тех, кто скептически относится к возможности взыскать с «Газпрома» $2,6 млрд через аресты активов «Газпрома» по всему миру и их дальнейшей реализации, Андрей Новак убежден, что только таким путем «Нафтогаз» сможет вернуть себе свои деньги. «Только через реализацию арестованных по всему миру активов можно будет собрать ту сумму, которую «Газпром» обязан вернуть Украине», – говорит он.
В том, что арест и реализация активов «Газпрома» таки принесут деньги «Нафтогаза», убежден и Алан Райли. «Думаю,«Нафтогаз»таки получит $2,6 млрд долларов. Вполне понятно, что активы «Газпрома» в ЕС превышают эту сумму», – резюмирует он.
Эксперт по энергетике Михаил Гончар также положительно оценивает успехи Украины и дальнейшие перспективы по взысканию с России выигранных через Стокгольмский суд денег путем наложения арестов на активы «Газпрома». «По инициативе украинской стороны активы «Газпрома» уже арестованы в Нидерландах, Великобритании и Швейцарии. Теперь надо идти дальше и усиливать давление на российскую сторону. Например, «Нафтогаз» может арестовать трубную продукцию, находящуюся в четырех европейских портах. Она предназначена для строительства «Северного потока-2». Таким образом, мы нанесем еще один удар по «Газпрому» и усложним строительство газопровода», – подытожил эксперт.
Отметим, ранее председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер заявлял, что после запуска газопроводов Северный поток-2 и Турецкий поток транзит российского газа через Украину сократится в 10 раз.