В столичной галерее «Коллекция» представлен мемориальный проект «Разные культуры», посвященный годовщине со дня смерти выдающегося художника Александра Гнилицкого
Убедиться в парадоксальной схожести живописных работ двух разных поколений художников — Александра и Ксении Гнилицких — можно, посетив экспозицию до 12 декабря.
В проект «Разные культуры» вошли ранее не представленные живописные работы двух поколений Гнилицких — Александра и Ксении. Как ни удивительно, но оба художника посвятили свои полотна красоте отвратительного, поиску прекрасного в самых неожиданных и порой отталкивающих местах. В связи с этим вспоминается одна из реплик Александра Гнилицкого относительно своей работы и мировосприятия: «Предметик, предметик, можно, я тебя нарисую?» — «А зачем? Я — некрасивый». «Нет, ты сам не знаешь, какой ты красивый и нужный». В ходе их творческой интерпретации и благодаря таланту увидеть в самых обыденных и неприглядных вещах, как то: гниющем яблоке, покрытом плесенью лаваше или пенициллиновой пленке в чашке с остатками кофе нечто прекрасное, зритель вслед за авторами отправляется в медитативное путешествие в неизведанные новые вселенные.
Интересен факт, что, по словам директора галереи Дарины Жолдак, дочь Александра Гнилицкого Ксения взялась исследовать эту тему, не зная о работах отца. Таким образом, концепция проекта обогатилась дополнительными смыслами и контекстами. То, каким образом экспонируются живописные полотна двух авторов, создает дополнительное напряжение. Например, картина Ксении «Лаваш. Плоский мир», размещенная напротив отцовской «Планеты гнилого яблока», не только уравновешивает ее, но и является главной линией взаимодействия, своего рода мостиком между двумя столь разными и одновременно столь близкими поколениями художников.
Первое, что впечатляет в «Разных культурах», это насколько схожим оказался взгляд Александра и Ксении на одну и ту же тему. Вслед за отцом художница погружается в мир микрокосмоса, меняет масштаб и, пропустив его сквозь художественную увеличительную лупу, доводит его до безграничных масштабов всеобъемлющего макрокосмоса. Авторы рассматривают грибок и плесень как явления значительно старше человечества, как часть первичной силы, которая может пережить все. Никак нельзя не согласиться с мнением, что объединяющей темой представленных работ является эфемерность существования, конец одной сущности всегда является одновременно зарождением иной. От Ксениного фигуративного «Апельсин. Зеленый глаз» к абстрактной «Вода. Жизнь» (которая вызывает ассоциации с мегавзрывом, благодаря которому рождаются новые вселенные и планеты), от щемящее одинокого «Гнилого яблока» кисти Александра к «Зеленому кофе» — неминуемо стирается грань между реализмом и абстракцией. «Реальный абстракт» Гнилицкого-старшего напоминает не то снимки магнитных бурь на Солнце, не то движение еще не полностью остывшей вулканической лавы. И чем дольше приковано внимание зрителя к этой работе, тем глубже происходит погружение в себя, а вслед за этим и освобождения от своего «я» и выход за пределы привычного мира. И этой медитации уже не может ничего помещать, ни звук звенящих бокалов, ни обсуждение последних культурных новостей другими посетителями выставки. Как справедливо отметил один из критиков: «Фиксируя примелькавшиеся и часто вроде бы заурядные образы действительности, господин Гнилицкий силой своего мастерства заставляет зрителей ощутить их скрытую, таинственную сущность, погружает созерцателя этих картин в некое экзистенциальное переживание».
Помимо семи живописных работ, вошедших в мемориальный проект «Разные культуры», галерея «Коллекция» также презентовала графику из альбома для рисования Александра Гнилицкого. В планы Дарины Жолдак также входит издание факсимильной версии альбома ограниченным тиражом. Напомним, что Александр Гнилицкий был и остается одной из центральных фигур современного украинского искусства, является одним из классиков «Южнорусской волны». Художник работал в разнообразных техниках и жанрах — графике, кинетической скульптуре, фотографии, видео-инсталляции, арт-виджеинге и, конечно же, живописи. Принимал участие во многих престижных международных выставках, а в 2007 г. представлял Украину на 52-й Венецианской биеннале.
Ксения Гнилицкая воплощает новое поколение украинских художников. С 2005 г. активная участница группы Р.Э.П. Недавно работы Ксении были презентованы в проекте «Те, которые пришли в 2000» (ЦСИ М17), а в составе группы Р.Э.П. — в масштабном проекте «Если» (куратор Катерина Деготь) в Пермском музее современного искусства. Помимо насыщенной выставочной практики в составе Р.Э.П.
Ксения персонально успела отметиться на многих арт-форумах, в частности — на Пражской биеннале. Также она вошла во французский проект «Искусство 20-летних», для участия в котором со всего мира было отобрано 20 лучших молодых художников.