Спилберг ставит на коня

30 января 2012, 8:10
no image

В четверг в широкий украинский прокат выходит драма Стивена Спилберга «Боевой конь». Лента, снятая в лучших традициях Голливуда эпохи легендарного «Унесенные ветром», вряд ли повторит успех одного из первых цветных фильмов, но заставит пустить скупую слезу даже тех, кто к лошадям абсолютно равнодушен

Драма «Боевой конь» Стивена Спилберга снята по одноименному роману Майкла Морпурго. Правда, если в книге повествование ведется от имени коня Джоуи, то в фильме зритель выступает свидетелем разворачивающихся событий. «Я подумал, что это просто невероятно искренняя история, я был потрясен,— рассказывает режиссер Стивен Спилберг.— Я сразу увидел в ней потенциал фильма для семейного просмотра. Путешествие коня и парня, которые с самого детства были очень близки и чьи судьбы разлучили их. Надеюсь, посмотрев наш фильм, люди позвонят своим близким, будут больше думать о тех, кто нас окружает, и не будут расставаться».

История начинается в канун Первой мировой войны. В графстве Девоншир на деревенском аукционе своенравный фермер Тед Нарракотт (Питер Муллан) покупает за баснословные для него 30 гиней красавца-жеребца — исключительно ради того, чтобы насолить ненавистному землевладельцу Лайонсу (Дэвид Тьюлис). Естественно, увидев жеребца вместо тягловой лошади, супруга фермера (Эмили Уотсон) приходит в отчаянье. Однако их сын Альберт (Джереми Ирвин) настолько привязывается к новому другу, что Джоуи дают шанс остаться. Альберт не просто ухаживает за ним, но и приучает не приспособленного к тяжелому труду коня к пахотным работам. Но гроза, уничтожившая весь урожай, и разразившаяся война вынуждают Теда продать Джоуи военному офицеру. Джоуи отправляют вместе с кавалерийским полком на поля сражений Франции. Альберт же, несмотря на слишком юный для военной службы возраст, все равно уходит на фронт, чтобы найти и спасти друга.

Эту старомодную историю, которая целиком и полностью противоречит духу и настроению современного кинематографа, Стивен Спилберг решил реализовывать в наиболее подходящей для нее стилистике — голливудского кино 30-50-х прошлого века. Абсолютно все в этой картине, начиная от сюжета и заканчивая визуальным и композиционным решением каждого кадра, музыкальным сопровождением и т. п., отсылает зрителя к творческому наследию Виктора Флеминга, Джона Форда и других классиков кинематографа.

«Боевой конь» — картина из разряда тех, которые идешь смотреть не ради спецэффектов и прочих наворотов, а ради самой истории и актерской игры. И честно говоря, в итоге абсолютно не важно, что розовые закаты снимали с помощью мастерски выставленного света, а не выжидали неделями подходящей натуры; что медитативные пасторальные пейзажи «подкрашивали» ради большей выразительности; что в боевых сценах нет кровавых рек и т. д. Это честное, возможно, несколько наивное кино о гуманизме, дружбе и верности, которых так мало сейчас на экране и которых так не хватает. А то, как оно снято, насколько красивая картина разворачивается на экране, заставляет зрителя не обращать внимания на некую условность происходящего и на общую затянутость фильма.

Продуман и проработан каждый персонаж картины. Вне зависимости от того, как надолго появляется в кадре тот или иной герой, его образ и психологический портрет ясен и понятен. Актеры (Джереми Ирвин, Питер Муллан, Эмили Уотсон, Нильс Ареструп, Бенедикт Камбербэтч и др.) прекрасно справились со своими ролями, каждый из них — на своем месте.

Джоуи постоянно сталкивается с новыми людьми, меняет хозяев. Однако в какой бы ситуации он не оказался, всегда находятся добрые хорошие люди (это воюющие по разные стороны англичане, немцы, французы), которые по мере возможностей пытаются ему помочь. Джоуи удается достучаться до сердец даже тех зрителей, кто к лошадям абсолютно равнодушен. Благодаря ему, многие герои картины имеют возможность продемонстрировать, что в них еще осталась частичка доброты. Во время просмотра невозможно даже предположить, что многие душещипательные моменты — это не заслуга дрессировщиков, а высокопрофессиональная работа компьютерных гениев. В кадре с колючей проволокой вместо животного работал резиновый муляж, а в ряде других опасных фрагментов картины использовался аниматроник. Не замечает зритель подвоха и в том, что в съемках в роли Джоуи участвует не один конь, а четырнадцать.

Стоит отдать должное Стивену Спилбергу в том, как он показал Первую мировую войну. Режиссер не стал играть на излишней натуралистичности военных действий, оставляя за кадром многие жесткие моменты. Но ему удалось передать то, что мы чувствуем и осознаем, например, при чтении Ремарка. Без рек крови и прочих эпизодов господин Спилберг показал весь ужас, бессмысленность и уродство войны. Всего в нескольких эпизодах он смог передать не только все ее жуткие особенности (бои в окопах, появление первых танков, использование газа и т. п.), но и то, что люди, несмотря ни на что, остаются людьми. Солдаты, по разные стороны поля боя, сохраняют частичку человечности, они способны на сопереживание и взаимопонимание, они хотят и надеются на будущее. Наглядный эпизод — попытка совместного освобождения запутавшегося в колючей проволоке коня на нейтральной полосе враждующих немца и англичанина.

На предстоящем «Оскаре» лента будет бороться в шести категориях, в частности, и как «Лучший фильм», и хотя в этой номинации получить заветную статуэтку шансы у нее невелики, на все остальные «Оскары» (за работу оператора, декорации, звук и т. п.) картина претендует полностью заслуженно.

Все статьи