В Национальном заповеднике «София Киевская» до 30 ноября открыта специализированная экспозиция «Сотворение Света — витражи Адама Сталоне-Добжанского», впервые широко представляющая в Украине витражное творчество видного деятеля польского послевоенного искусства, известного художника-графика, реставратора и профессора Краковской академии искусств
Произведения Сталоне-Добжанского — это оригинальные авторские композиции на сакральную тему, созданные для более чем 50 католических костелов, православных церквей и храма евангелистов. Кроме 220 витражей, где представлена полная иконография христианского искусства, в творческом наследии Адама Сталоне-Добжанского есть и полихромия, а также мозаика.
Однако именно витражи составляют наиболее ценную и важную часть работ знаменитого мастера. При этом полностью сохраняя традиционную форму витражного произведения, художник абсолютно по-новому трактует привычные границы его изобразительного языка. Порой его композиции созданы в стиле абстракционизма, почти кубизма, демонстрируя альтернативу неограниченной свободы в подборе цветов и светотеней. В то же время основная тема творчества Сталоне-Добжанского глубоко напитана религиозным содержанием и пронизана соответствующей духовностью.
«Витражное дело, искусство света и цвета — это наиболее специфическая разновидность изобразительного искусства, в котором цвета, оживающие под лучами солнечного света, падающими с внешней стороны картины, создают в сакральном интерьере храма небесное, мистическое настроение,— говорит профессор Казимеж Кучман.— Стеклянные картины в окнах появились уже на пороге обожающего мистицизм Средневековья, известны они были и в Византии, и на западе Европе, а сформировавшаяся тогда технология их создания сохранилась до наших дней». По мнению Казимежа Кучмана, «золотым периодом» развития этого искусства надо считать готику с ее скелетными конструкциями зданий, создающими большие оконные поверхности, которые давали художникам огромные возможности поразить воображение зрителя. Витражи в ажурных, устремленных к небу французских кафедральных соборах, прежде всего, в Шартре, являются величайшим достижением в этой области искусства. «Польская готика также принесла прекрасные плоды в этой области. Сохранившийся в окнах пресвитерия Мариацкого костела в Кракове комплекс витражей и сегодня может служить уроком и источником вдохновения для последующих поколений художников»,— подчеркивает профессор Кучман.
По словам господина Кучмана, Адам Сталоне-Добжанский является продолжателем прекрасной традиции монументального религиозного искусства, развивавшегося в первой половине XX века. Ученик Владислава Яроцкого и Фредерика Паутша, он посещал лекции Юзефа Мехоффера и стал, пожалуй, наиболее достойным его преемником, особенно в витражном искусстве. Однако он не был его подражателем, а демонстрировал собственный, выразительный стиль. На кристаллизацию этого стиля оказала влияние не только Краковская академии изящных искусств, но также краковское искусство, преобладающие в Европе художественные направления, а также семейные корни, тесный контакт в детстве и ранней юности с религией и культурой византийской традиции. При этом, как ни парадоксально, Сталоне-Добжанский выбрал искусство витража в самый худший из худших периодов для религиозного искусства, в годы жестокой борьбы коммунистического государства с церковью. Вопреки этому, а может быть, в какой-то мере благодаря этому, его художественно-идеологическая позиция стала такой выразительной и однозначной. Он сформулировал ее в своей переписке с кардиналом Каролем Войтылой, провозглашая принцип, согласно которому — религиозному творчеству в каждом его проявлении должен сопутствовать высокий художественный уровень.
«Самые первые сцены Сталоне-Добжанский рисовал на бумаге, в маленьких, миниатюрных размерах, увеличивая их затем и дополняя композиционно и колористически,— рассказывает профессор Кучман.— Его витражные работы обнаруживают его высокую теологическую эрудицию, прекрасное знание иконографии — как западной, так и восточнохристианской, а также знания в области форм, принадлежащих к различным художественным стилям. Здесь царит Христос, зачастую в сценах «Страстей Господних», а также Матерь Его, присутствуют сонмы святых, реже появляются ветхозаветные персонажи — пророки; имеет место множество христианских символов и религиозных атрибутов. Надписи, присутствующие почти в каждой сцене, являются одним из главных элементов, отличающих витражи Сталоне-Добжанского. Они передают идейно-религиозный посыл и вместе с тем являются важным элементом композиции, эквивалентным фигуральным элементам».