Главным событием торгов аукционного дома Phillips de Pury, состоявшихся в Нью-Йорке, стала продажа работы Жан-Мишеля Баския «Без названия», написанная маслом на доске в 1981 г. и ныне ушедшая с молотка за рекордные для художника $16,3 млн. при эстимейте в $9-12 млн. Характерно, что с 2007 г. ценовой рекорд на картину Баския в $14,6 млн. удерживала работа с таким же названием и временем создания, проданная на Sotheby’s
Всего на аукционе из 44 предложенных лотов удалось продать 35, а общая выручка составила $86,9 млн. Следует отметить, что после взлета уровня стоимости произведений Жан-Мишеля в 2002 г., когда его картину «Profit I» приобрели за $5,5 млн., цены на его работы стабильно возрастают из года в год. Согласно информации портала artinfo.com, «Без названия», побившая на торгах Phillips de Pury рекорд 2007 г., обладает великолепным провенансом и происходит из коллекции вашингтонского коллекционера Роберта Лермана. Он приобрел ее в 1982 г. в галерее Anina Nosei.
Способности к изобразительному искусству проявились у Жан-Мишеля Баския уже в раннем возрасте. В 17 лет он начал с граффити на стенах зданий Манхэттена, причем подписывал свои росписи звонким псевдо «SAMO» или «SAMO shit». Собственно, сами изображения состояли из смысловых фраз, трудно понятных непосвященным. В декабре 1978 г. издание Village Voice даже занялось на своих страницах их «расшифровкой», а этот труд закончился разочаровывающим «приговором»: «SAMO is dead» («SAMO мертвец»). Тем не менее после того как Баския, в 1978 г. уйдя из родного дома, в основном зарабатывал на жизнь уличным торговцем и музыкантом, он сумел вернуться к живописи. В июне 1980 г. Баския принял участие в коллективной выставке художников The Times Square Show, и это стало прорывом в его карьере. С 1982 г. художник стал регулярно выставляться с Джулианом Шнабелем, Дэвидом Салле, Франческо Клементе и Энцо Куччи, группой художников, которую арт-критики, кураторы и коллекционеры назвали неоэкспрессионистами. А в 1982 г. у Баския состоялось знаковое знакомство с Энди Уорхолом. Все шло прекрасно, если бы не пагубная страсть Жан-Мишеля Баския к наркотикам. В результате адская смесь героина и кокаина привела его в 1988 г. к преждевременной смерти в своей студии в Нью-Йорке. Зависимость Баския от наркотиков, безусловно, самым непосредственным образом отразилась на его художественной тематике и манере письма. Еще в ранний период творчества (с 1980-го по 1982 г.) он, наряду с урбанистическими образами — автомобилями, зданиями, играми детей на тротуаре и полицейскими буднями, часто изображал скелеты, черепа и маскообразные лица.
Помимо удачи работы Баския, необходимо отметить успех абстрактного произведения Виллема де Кунинга «Без названия VI» (1975 г.), украсившего обложку каталога аукциона Phillips и проданного за $12,4 млн. (эстимейт $10-15 млн.). Примечательно, что в 2000 г., когда эта работа прежде выставлялась на торги, она достигла ценового потолка на уровне «всего» в $1,38 млн.
Вполне ожидаемо было достижение хороших результатов работами Энди Уорхола, он продолжает оставаться на гребне популярности. Например, за картину «Мао» 1973 г. при эстимейте в $9-12 млн. житель Нью-Йорка Хьюго Натан выложил $10,4 млн. Кстати, в 1991 г. этот портрет китайского вождя ушел с молотка за $165 тыс. Две другие картины Уорхола — «Пистолет» (1981-1982) и «Статуя Свободы» (1986) — проданы соответственно за $7 млн. и $2,4 млн.
Покупатели проявили высокий интерес и к авторской фотографии. Так, например, знаменитый коллаж Ричарда Принса «Без названия (Ковбой)», созданный в период 1980-1984 гг., при эстимейте от $800 тыс. до $1,2 млн., нью-йоркский дилер Филипп Сегало приобрел за $1,4 млн. Собственно, это и неудивительно. Принс является одним из самых знаменитых американских художников своего поколения, ставшим известным в 1980-е гг. благодаря своим знаменитым сериям — Cowboys, Jokes и Hoods, в которых Принс использовал образы из журналов, поп-культуры и бульварного чтива для создания фотографий, скульптуры и картин, которые обращаются к идеям американской идентичности и мира потребления. В то же время, как ни парадоксально, но работу того же Принса «Медсестра скорой помощи» (2004), выставленную с эстимейтом в $3-5 млн., ожидало полное фиаско: она совершенно не заинтересовала участников торгов.