Бурлюк возвращается на родину

no image

До 6 февраля в киевском Музее русского искусства открыта выставка художественных произведений Давида Бурлюка

До 6 февраля в киевском Музее русского искусства в рамках проекта «Музей и коллекционеры» открыта выставка художественных произведений Давида Бурлюка

Интересно, что в новой экспозиции, получившей название «Украинский батько русского футуризма», знаменитый мастер — художник, поэт и даже в определенной степени меценат (известна его посильная финансовая поддержка Владимира Маяковского и Велимира Хлебникова), предстает не эпатажным бунтарем, борцом за творческое переустройство мира, а, скорее, мягким и тонким лириком.

Все картины нынешней экспозиции, предоставленные из собрания украинских коллекционеров, относятся к американскому, или позднему, периоду творчества художника, для которого характерна явная умиротворенность. В Соединенные Штаты Давид Бурлюк приехал в 1922 г. уже вполне сформировавшейся творческой личностью, хотя считается, что именно там он стал известным художником, а его выставки стали проходить в лучших музеях и галереях мира.

А до этого была эмиграция в Японию, а ранее — бурные годы в Советской России, где «каждый был молод, а в животе ощущался чертовский голод». Футуристический поэтический сборник «Пощечина общественному вкусу» в 1912 г. провозгласил манифест, согласно которому предлагалось «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих с Парохода Современности», а вместо этого «лопать пустоту, глубину и высоту». Пройдет только десять лет и пароход современности навсегда увезет Бурлюка в те края, где за тысячи километров от красного террора, сталинских репрессий и войны он обретет свою пристань и встретит тихую старость.

При том что переехав в США, художник создавал свои произведения в различных изобразительных стилях, «батько» здесь уже не «бурлит», как бывало в советские времена. Вот и на нынешней киевской выставке лишь изредка мелькнет индустриальный городской пейзаж, да и то задним планом. Вместо этого много насыщенной светом природы и ярких натюрмортов, портретов (например, «Рыбак») и картинок из сельской жизни. Порой его пасторальные образы, явно тяготеющие к стилистике народного примитивизма, окрашены теплым юмором. Такова миниатюра «Пьяницы», «Зеленая корова» и другие вещи. Такие метаморфозы, обращение к истокам, характерное для американского Бурлюка, совершенно не удивительно. Отец нашего земляка, родившегося в 1882 г. на Харьковщине, был агрономом, а детство будущего поэта и художника прошло в деревне Чернянке Нижнеднепровского уезда Таврической губернии.

По словам директора Русского музея Юрия Вакуленко, все 37 работ Давида Бурлюка, выставленные в экспозиции прошли тщательную экспертизу на предмет подлинности. Эта предосторожность далеко не излишняя. Известно, что его картины давно стали для арт-фальсификаторов одним из наиболее излюбленных объектов. При том что работ Давида Бурлюка, по сравнению с другими представителями «русского зарубежья», на мировых аукционах очень много, в 1999 г. на них начался устойчивый ценовой подъем, который продолжается до сих пор. При этом ранние работы художника на мировом арт-рынке практически отсутствуют. Стоимость же ярких декоративных холстов американского периода, визитной карточкой которого можно назвать вертикальные «цветочные» композиции — с букетами необычной формы и в необычном окружении (на берегу моря и пр.), простирается от $50 тыс., а графика Давида Бурлюка (прежде всего, небольшие акварели) продается по цене от $10 тыс.

Кстати, Юрий Вакуленко на основе фондов Музея русского искусства в Киеве намерен в скором времени создать обширную экспозицию произведений Давида Бурлюка, которая даст представление о всех сторонах его творческого дарования.


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи