Художник Алексей Сай полагает, что эти два понятия взаимоисключающие
До 10 апреля 2010 г. в галерее «Цех» проходит выставка украинского художника Алексея Сая. В своем новом фотопроекте «Персоналити» художник продолжает исследовать тему корпоративной офисной культуры и соответствующего ей образа жизни. Правда, на этот раз художник использовал не художественные возможности компьютерной программы Excel, работа с которой определила ему особое место в современном украинском искусстве, а новую для себя изобразительную технику.
Мнение скептиков о том, что после глобального кризиса и повсеместных массовых сокращений тема о клерках и офисных сотрудниках стала несколько неактуальной, Алексей Сай не разделяет. «Офисному планктону как культуре уже полвека, и она все еще создает и развивает себя. Это не явление, которое сегодня есть, а завтра нет, он никуда не делся, те, кого уволили, нашли новую аналогичную работу. А прошедший кризис — мельчайший скачек или потрясение, вопреки которому эта культура живет и здравствует,— прокомментировал «і» господин Сай свою заинтересованность этой тематикой.— Уже 40 лет назад эта социальная прослойка имела свои характерные черты. Сейчас же они должны выделиться в полноценную культуру в историческом смысле, со всеми атрибутами. Это уже есть на уровне образов и киноштампов, но они поверхностны».
По словам автора, идея проекта выросла из его предыдущих работ. Алексей Сай заказал у мастера оловянных солдатиков отлить серию фигур человечков, а позже вместе с женой вручную их раскрасил и придал характерные черты. «Все вместе эти ребята сформировали своеобразную плесень на белом столе, и у меня появилась идея это сфотографировать,— продолжил Алексей Сай.— Но это не критический взгляд, смысл был в том, чтобы показать, как они выглядят все вместе, как сходятся, расходятся, как группируются в разные формы». В итоге в рамках проекта представлено 18 крупноформатных фотографий, на которых зафиксированы сотрудники офиса за привычными ежедневными занятиями, жанровые сценки из корпоративной жизни, портреты.
На групповых снимках эти серо-синие беззащитные солдатики офисной корпоративной службы сливаются в одну биомассу и полностью теряют свою идентичность, они напоминают не то плесень, не то муравьев в муравейнике. Как справедливо отметила историк искусства Оксана Баршинова: «Человек здесь неизменно, вне зависимости от ситуации, в которой он изображен,— только часть большего, только фрагмент, но никогда не самостоятельная индивидуальность. Впрочем, об индивидуальности речь и не идет — все герои одеты в стандартные деловые костюмы, это мужчины и женщины идеального возраста, все с неизменной улыбкой и демонстративной доброжелательностью».
Несколько портретов этих персонажей, которые, казалось бы, должны подчеркнуть и выделить их индивидуальность, при внимательном рассмотрении говорят, что эти унифицированные и штампованные существа не обладают даже толикой уникальности и, по сути, не отличаются от клонированных коллег.
«Изначально в этом проекте я как раз смотрел на них как на биомассу, но за счет погрешностей при их разрисовке, черты личности все-таки проступили. Ну такие они, грубоватые личности,— отметил художник.— Однако некоторые внешние отличия не меняют сути, содержание и психология у всех одинаковы». Особенно же запомнилась работа, на которой на пустынном, стерильном, бесконечно сером фоне заснят крошечный офисный клерк, с низко опущенной головой, с коробкой с личными вещами в руках. Он мигрирует из одного кабинета в другой, но от этого в его жизни ничего существенно не изменяется. Этого же персонажа — с коробкой в руках — можно увидеть и на другой фотоработе: вот он окружен погруженными в такие же абсурдные дела коллегами, которые настолько зациклены, что не обращают на него ни малейшего внимания. Но, как ни странно, он не вызывает сочувствия, скорее испытываешь жалость к нему. А еще питаешь надежду — я-то не такой.
Художник добивается того, чтобы зритель смог проникнуться увиденным, чтобы смог вспомнить о своей индивидуальности, ведь живое творческое начало есть в каждом из нас, вне зависимости от рода деятельности.