Когда процесс ценнее результата

18 августа 2009, 11:15
no image

Киевский Центр современного искусства «Совиарт» знакомит с живописью Елены Камбиной, впервые в Украине представляющей современную художественную школу Узбекистана

Киевский Центр современного искусства «Совиарт» знакомит с живописью Елены Камбиной, впервые в Украине представляющей современную художественную школу Узбекистана. В дебютной экспозиции «Круги на воде», открытой до 27 августа, выставлены ее работы последнего периода.

Несмотря на то что украинским ценителям изобразительного искусства Елена Камбина, прежде всего, интересна своей неординарностью как мастер, отображающий в своем творчестве узбекские национальные традиции и мотивы, сама художница гораздо более важным качеством считает свою способность выйти за узко региональные рамки. Однако, стремясь к служению идеалам «человека мира», она, без всякого сомнения, волей-неволей все же отражает в своих картинах всю загадочную восточную метафоричность.

По словам Елены Камбиной, патриота своего родного города Чирчик, художницы, после успешного участия в выставках в Ташкенте, Москве, а затем и в Лондоне, Салониках и Пекине прослывшей достаточно известной далеко за его пределами, ее приезд в украинскую столицу продиктован далеко не только честолюбивым желанием стать узнаваемой и, возможно, даже любимой среди киевских ценителей живописи, получить перспективу выхода на местный арт-рынок. Для нее весьма важно посредством своего искусства повести диалог с посетителями галереи, найти родственную понимающую душу, тем самым еще больше утвердившись в своем качестве самобытного художника.

Действительно, оригинальность почерка и творческого мышления Елены Камбиной не вызывает сомнения. Взять хотя бы одно то, что полотна в экспозиции ничего не скажут вам о тривиально-солнечном, дынно-арбузно-виноградном Узбекистане. Ничего привычного и сладко-навязчивого. Наоборот, холсты из цикла «Круги на воде» совершенно естественным образом перенасыщены влагой, хотя рыба в своей среде обитания чувствует себя здесь неуютно. Возможно, эти художественные отражения являются своеобразными реминисценциями о погибшем Арале?

Во внешне как бы простых работах Елены Камбиной, с ярко выраженной, но сложной темой всегда ощущаешь скрытый глубокий подтекст. Для нее характерен внутренний процесс развития, внутренняя напряженность, ведь она в большей степени художник-интроверт, нежели экстраверт, с легкостью и облегчением выплескивающий свои чувства наружу. В отличие от ее художественной речи, и так вполне лаконичной, вербальные рассуждения Камбиной совсем уж немногословны. Не стремясь в объятия мейнстрима, ее самоуглубленная созерцательная сдержанность порой перерастает в явную непубличность. Ей не нужно шокировать, поразить. Напротив, она приглашает к раздумьям и сопереживанию. Ей нужно успеть выразить свое, не опасаясь выглядеть неоригинальной. Для нее важно передать свою озабоченность в определенный момент времени именно тем, что она сейчас чувствует, о чем думает.

«Рисую я очень давно. По-моему, как родилась, так все время и рисовала. Даже не помню, когда я этим не занималась,— говорит Елена Камбина.— И у меня не было такого, чтобы я специально чему-то училась, просто я всегда делала то, что мне хотелось. Художник, он же интуитивно мыслит. Мне задают вопросы: откуда у вас это все? Не знаю. Приходит момент, когда ты понимаешь, что должен это сделать — и все. Именно такого вида, формы, размера…»

Сегодня Камбина преимущественно известна как яркая представительница узбекского contemporary art. Однако, заслужив признание в области современного искусства, в свое время она прошла очень хорошую академическую школу известного в Узбекистане художника Яниса Салпинкиди. «Актуальным искусством, инсталляциями я начала заниматься с 1999 г. Сначала писала картины, а потом вдруг эти картины захотелось сделать еще из чего-то,— рассказывает Камбина.— Постоянные поиски и эксперименты привели к пониманию, что мне уже просто хочется работать в пространстве. Я вдруг поняла, что мои картины — это те же инсталляции, а инсталляции — мои картины. Получается все вместе, здесь нет такого четкого разделения: это — графика, это — живопись, а это — инсталляция, все они связаны для меня».

Об видеоарте, еще одной творческой ипостаси Елены Камбиной, она рассуждает так: «Фильмы делать сложнее, это более долгий процесс, чем писать картины. Но у меня появилось много идей, которые хочется воплотить именно в видеоарте. С тех пор это желание живет во мне уже 12 лет. Я писала картины и мне все хотелось, чтобы они оживали. Еще до того, как познакомилась с техникой видеоарта, я уже пыталась делать что-то похожее, но не понимала, как это называется. Когда нам в Алма-Ате объяснили, что это такое, то я вдруг поняла: то, что я делала интуитивно, это, оказывается, и называется видеоартом».

Говорят, что художница как-то сделала инсталляцию из крашеного песка, изображающую двух цветных рыб. Но в скором времени работа была уничтожена. Некоторые ее не понимали: ну и зачем было столько трудиться, ведь второй раз свою работу ты не сможешь выставить. Елена только пожимала плечами: «Не это главное, мне было просто интересно работать». Оказывается, тибетские монахи тоже так работали. Рано утром встанут, нанесут песка, что-то нарисуют с его помощью, а к концу дня песок сметают. Весь смысл в том, чтобы получить удовольствие от процесса работы и не надо быть слишком привязанным к ее результатам. Елена Камбина убеждена, что никакое сделанное дело не пропадает абсолютно. В любом случае оно на кого-то оказало влияние.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи