10 ноября в Москве стартовал шахматный супертурнир «Мемориал Михаила Таля»
10 ноября в Москве стартовал шахматный супертурнир «Мемориал Михаила Таля». В этом году в рамках мемориала пройдут три крупных соревнования — круговой турнир XX категории (средний рейтинг участников — 2742), чемпионат мира по блицу и товарищеский матч между чемпионом мира индийцем Виши Анандом и Владимиром Крамником в продвинутые шахматы, где оба участника имеют право на подсказки компьютера.
В круговом турнире принимают участие 10 гроссмейстеров: Василий Иванчук (Украина, рейтинг 2787), Владимир Крамник (Россия, 2785), Петер Леко (Венгрия, 2755), Шахрияр Мамедьяров (Азербайджан, 2752), Алексей Широв (Испания, 2739), Борис Гельфанд (Израиль, 2736), Гата Камский (США, 2724), Евгений Алексеев (Россия, 2716), Магнус Карлсен (Норвегия, 2714), Дмитрий Яковенко (Россия, 2710).
По регламенту контроль времени составляет 100 минут на 40 ходов плюс 40 минут на 20 ходов плюс 15 минут до конца партии с добавлением 30 секунд за каждый сделанный ход. Призовой фонд соревнований составляет $100 тыс.
В первом туре Иванчук встречался с чемпионом России Евгением Алексеевым. Играя черными, львовянин получил довольно удобную позицию. Впрочем, белые играли весьма сдержанно, не выказывая желания безоглядно бросаться в атаку. После неторопливой маневренной игры партия перешла в эндшпиль, где соперники на 32-м ходу согласились на ничью.
Карлсен хорошо подготовился к дуэли с экс-чемпионом мира Крамником. Как и в их предыдущей партии в Дортмунде в июне, где Магнус потерпел сокрушительное поражение, он избрал черными каталонское начало. Естественно было надеяться на усиление от норвежца. И оно не заставило себя ждать. Редкий случай, когда в дебюте Крамник стал подолгу задумываться, а его соперник отвечал в быстром темпе. На 14-м ходу Карлсен пожертвовал пешку. Однако инициатива черных оказалась столь весомой, что россиянину ничего не осталось, как перейти в абсолютно ничейное окончание, где была зафиксирована ничья.
Леко абсолютно не смутил тот факт, что Широв является одним из лучших в мире знатоков архангельского варианта испанской партии. Венгр белыми сначала забрал пожертвованную пешку, а затем отдал свою фигуру. Это дало возможность Петеру изолировать чернопольного слона противника. Широв не захотел держать столь сильную фигуру и в свою очередь пожертвовал слона за две пешки. Но когда Леко удалось разменять ферзей, стало ясно, что Алексею не удастся устоять. И он признал поражение на 31-м ходу.
Очень активно, невзирая на черный цвет, разыграл Гельфанд английское начало против Камского. Он пожертвовал пешку, получив взамен серьезную инициативу. Но Камский играл очень изобретательно и уверенно погасил активность соперника. Вот только пешку при этом можно было не отдавать. В итоге — ничья.
В испанской партии Мамедьяров избрал старомодный вариант Стейница, но нашел в нем новые идеи. Похоже было, что Яковенко удачно отреагировал на план черных. Однако в их распоряжении оказалась интересная контратака, которая позволила Шахрияру форсировать повторение ходов и ничью.