Потери россиян укрепили китайцев

20 апреля 2007, 6:17
no image


 Торжественное открытие фестиваля состоялась в колонном зале Национальной филармонии. По традиции за официальной частью последовал концерт лауреатов.


В день открытия фестиваля, свободный от конкурсных баталий, молодые дарования в колонном зале чувствовали себя раскованно и атмосфера была предельно дружелюбной. Все без исключения выступавшие в официальной части говорили о связях Владимира Горовица с родным городом, о его месте в мировой культуре. Молодым конкурсантам желали достижений и побед, а жюри — честного и принципиального судейства. Один из ораторов, вероятно, в порыве чувств, произвел Горовица в украинцы, но к этой передержке зал отнесся без предубеждения.


Жюри фестиваля, возглавляемое Мирославом Скориком, можно назвать вполне серьезным и представительным. В него вошли Фани Уотермен, Марк Малкович, Эммануил Красовский, Яков Касман и Рамзи Ясса. Гастролирующие с концертными программами пианисты Дмитрий Алексеев и Вадим Руденко присоединятся к основному судейскому составу чуть позже.


После квалификационных прослушиваний интернациональный состав конкурсантов выровнялся по уже знакомому принципу: в количественном отношении уверенно лидируют молодые дарования из Украины. Ряды россиян, занимавших второе место по численности конкурсантов, поредели, так что в командном зачете существенно окрепли молодые китайские пианисты. Сербия, Беларусь и Япония после первичного прореживания сохранили свои позиции почти без изменений, выбыли из соревнований средней и старшей групп представители Чехии, Греции, Италии, Испании и Кореи, а вот команды Германии и Грузии, не понесшие потерь, укрепили позиции. То же можно сказать и о единичных конкурсантах от Канады, США и Молдовы.


После официальной части началась концертная. Музыканты исполнили Второй концерт Дмитрия Шостаковича, созданный композитором в промежутке между драматическими 13-й и 14-й симфониями. В нем композитор избрал необычную форму — за мрачным вступлением следуют две скерцозные части на темы городского фольклора (популярная в 20-х годах песня «Купите бублики!»). В Первом концерте наравне с мрачным вступлением и медитативной второй частью особо впечатляет сольная каденция виолончели, переходящая в финал с цитатой из здравицы «Выпьем за Родину, выпьем за Сталина» (концерт написан в 1966 г.!) в нарочито кабацком звучании.


В обоих концертах солист был замечателен в плане техническом, но недодавал и гротеска, и трагизма. Его талант в полной мере раскрылся, пожалуй, только в лирических эпизодах. И солист, и дирижер, принадлежащие к поколению молодых талантов наших дней, не стали искать исторических ассоциаций, довольствуясь чисто музыкальной, внешней стороной концертов. У такого подхода к музыке Шостаковича сегодня достаточно приверженцев, в основном среди западных музыкантов. Лишь немногим выдающимся мастерам удалось блестяще воплотить сочинения композитора, идя по этому пути. Таких вершин ансамбль Князев—Пономарчук, к сожалению, не достиг. Публика с энтузиазмом встретила «Скорбную ектению» Евгения Станковича (сам композитор, присутствовавший на концерте, реагировал куда сдержаннее), а после завершения заявленной программы вырвала у солиста три биса — все фрагменты из баховских сюит для виолончели соло. Пиетет музыканта перед именем и музыкой Баха понятен, только до зрелого исполнения сюит ему еще, пожалуй, нужно подрасти. Похоже, молодые музыканты намерены почивать на лаврах, довольствуясь некритичным и крайне доброжелательным приемом публики.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи