9 августа 2020 года по Беларуси прокатилась беспрецедентная волна протестов после явно фальсифицированных президентских выборов. Вскоре протесты переросли в общенациональное продемократическое движение, которое грозило свергнуть режим белорусского диктатора Александра Лукашенко.
Когда его двадцатишестилетнее правление могло завершиться катастрофой, Лукашенко выручила Россия. Владимир Путин просто не мог допустить падения другого постсоветского диктатора в результате народного демократического восстания. Для этого он направил в Минск целые отряды пропагандистов, предоставил Лукашенко финансовую помощь и публично заявил о своей готовности ввести российские войска в Беларусь, если ситуация “выйдет из-под контроля”. Как информируют Экономические новости, об этом пишет The Atlantic Council.
Вмешательство Москвы оказалось успешным и открыло дверь для все более жестоких репрессий, поскольку белорусские власти стремились восстановить контроль над мятежной страной. В последние месяцы года массовым акциям протеста был положен конец. Масштабы репрессий были ошеломляющими, десятки тысяч людей были задержаны, а случаи грубейших нарушений прав человека стали обыденностью.
Хотя масштабные антиправительственные протесты августа, сентября и октября 2020 года уже стали далеким воспоминанием, сопротивление продолжается. Активисты внутри Беларуси находят все более изобретательные способы продемонстрировать свое несогласие с властями, а группы в изгнании и члены белорусской диаспоры работают над сбором доказательств преступлений режима и поддерживают протестное движение в международной повестке дня.
Из Литвы лидер белорусской оппозиции Светлана Тихановская неустанно ездит по западным столицам и недавно добилась встречи с президентом США Джо Байденом. Тем временем Лукашенко стал международным изгоем, чье политическое будущее почти полностью зависит от Кремля.
Спустя год после того, как по всей Беларуси прошли первые митинги протеста, продолжающемуся кризису не видно конца. Пока он открыто не опирается на российские спецслужбы и получает поддержку от России, Лукашенко, похоже, не грозит непосредственная опасность. Однако его жесткие репрессии последних двенадцати месяцев привели к отвращению к нему со стороны широких слоев белорусского населения, и он сталкивается с нарастающей волной санкционного давления со стороны международного сообщества. Мало кто ожидает, что он останется у власти на неопределенный срок.
Драматические события, произошедшие в Беларуси за последний год, привлекли внимание международной общественности к этой часто не замечаемой стране. Многие наблюдатели проводят параллели с двумя постсоветскими продемократическими революциями в соседней Украине, другие считают протестное движение напоминанием о том, что СССР все еще распадается. В первую годовщину белорусских протестов мы пригласили ряд белорусских и международных экспертов поделиться своим мнением о том, как прошедший год изменил Беларусь.
Ханна Любакова, научный сотрудник-нерезидент, Атлантический совет:
– Белорусское общество, или, по крайней мере, большая его часть, за последний год достигло совершеннолетия. Александру Лукашенко удалось сохранить свою основную базу поддержки, составляющую около 20-30% населения, но он также разозлил миллионы белорусов, которые ранее не имели определенности или были аполитичны. Страна в целом прошла точку невозврата много месяцев назад, и явное большинство белорусов больше не готовы терпеть нынешнюю диктатуру.
Лукашенко все еще держится за власть, но его хватка более хрупкая, чем может показаться. Он понимает, что любые шаги в сторону ослабления нынешних репрессий быстро приведут к новым массовым протестам с выходом на улицы десятков тысяч людей. Он не решается рисковать даже такими незначительными политическими событиями, как местные выборы, потому что это может послужить новым фокусом для мобилизации антирежимных настроений. В результате сегодняшняя Беларусь находится в состоянии неопределенности, которое не может длиться вечно.
За последний год национальная идентичность стала сильнее. Исторический бело-красно-белый белорусский национальный флаг получил широкое признание благодаря своей роли символа протестов. Страну также объединил мирный характер движения, который отражает неприятие насилия, глубоко укоренившееся в белорусском обществе. Еще одной отличительной чертой протестов стала заметная роль женщин, которые стали основной движущей силой. Это бросило вызов гендерным стереотипам в белорусском обществе и изменило представления об участии женщин в политической жизни.
Хотя борьба еще далека от завершения, уже ясно, что Лукашенко непреднамеренно заложил фундамент для будущей демократической Беларуси. Его действия за последний год отвернули критическую массу белорусов от авторитаризма. Это вселяет в меня надежду, когда я думаю о возможном переходе к демократии. После событий последних двенадцати месяцев белорусы никогда не позволят другому тирану стать президентом.
Джонатан Кац, старший научный сотрудник, директор по демократическим инициативам, немецкий Фонд Маршалла США:
– В первую годовщину фальсификации белорусских президентских выборов и последующего демократического восстания трудно не замечать продолжающуюся борьбу, нарушения прав человека, более 600 политических заключенных и чудовищные преступления, совершенные в Беларуси и за рубежом Александром Лукашенко и его нелегитимным режимом. Этот одиозный режим все больше подчиняется и поощряется Кремлем, который параллельно проводит свои собственные внутренние репрессии в России.
Попытки белорусов добиться мирных политических перемен после двадцати шести лет авторитаризма необратимо изменили курс их страны и определили политику США, Европы и всего международного сообщества в отношении этой страны. Теперь мир смотрит на Беларусь через совершенно новую призму.
Встреча президента Байдена и лидера белорусской оппозиции Светланы Тихановской 28 июля подчеркивает глубокие изменения в восприятии Вашингтоном белорусов и их демократической борьбы. Она посылает мощный сигнал о поддержке перемен, к которым стремились в течение последнего года. США, трансатлантическое сообщество и партнеры ответили на нужды Беларуси увеличением объемов помощи, дипломатическим взаимодействием и усилением санкций. Все вышеперечисленное уже на подходе.
Изменения в Беларуси будут происходить под руководством храбрых белорусов, которые продолжают стоять на своем. Но постоянная поддержка США и других партнеров после 9 августа будет необходима для усиления давления и оказания критической поддержки гражданским активистам, независимым СМИ и другим людям, пострадавшим от репрессий.
Мириам Космехл, старший эксперт по Восточной Европе, Bertelsmann Stiftung, Германия:
– Белорусское общество избавилось от своей прежней зависимости от батьки Александра Лукашенко, который ограждал своих подданных от опасностей, реальных или мнимых, требуя взамен беспрекословного подчинения. В настоящее время в Беларуси не происходит масштабных общественных протестов, но это только из-за чудовищного насилия, применяемого к протестующим. Сопротивление режиму Лукашенко просто сместило свой фокус, особенно на деятельность за рубежом.
Старые разногласия были преодолены. Это касается не только оппозиционных политиков, но и людей, которые раньше мало интересовались политикой. Наблюдается новая политизация общества, которая явно выходит за рамки активистов. Уже не считается, что работники государственных предприятий и жители сельской местности автоматически выступают за Лукашенко. Единственная группа, которая по-прежнему надежно поддерживает режим, – это силовики, чью лояльность Лукашенко покупает высокими зарплатами и которые боятся ответственности в случае потери власти.
В белорусском обществе существует удивительное чувство солидарности. Однако пока Лукашенко держится за власть, государственный аппарат будет продолжать подчинять себе общество и препятствовать укоренению гражданских инициатив. Те, кто не скрывает свою критику, окажутся в тюрьме или за границей. Это затрудняет проведение публичных общественных дискуссий о политическом будущем Беларуси.
Мария Снеговая, научный сотрудник-нерезидент Атлантического совета:
– Отмечая годовщину протестного движения в Беларуси, трудно избежать мысли о том, что реакция автократии была успешной. В первые месяцы протестующим не удалось захватить контроль над страной или хотя бы вызвать достаточный раскол в элите режима или между Лукашенко и силовиками. Это позволило Лукашенко начать массовые репрессии в масштабах, ранее невиданных в Европе двадцать первого века.
Реакция международного сообщества не была достаточно решительной, и многие из худших преступлений Лукашенко остались безнаказанными. Это еще больше ободрило Лукашенко и позволило ему расширить свои репрессии на международном уровне. Самой вопиющей демонстрацией пренебрежения белорусского диктатора к международным стандартам стала принудительная посадка в мае 2021 года гражданского рейса ЕС, следовавшего через воздушное пространство Беларуси, и задержание пассажира-диссидента.
События в Беларуси произвели мрачное впечатление на Россию. Ужаснувшись возможным вдохновением Беларуси для аналогичных антиправительственных протестов в России, Кремль активно поддержал Лукашенко, одновременно проводя самые жесткие на сегодняшний день репрессии против российского гражданского общества. В результате Россия сейчас идет по белорусскому пути, и все большее число независимых журналистов, юристов, активистов и политиков подвергаются арестам или вынуждены уезжать в изгнание. Запад еще не предложил адекватного ответа на этот мощный авторитарный всплеск, вызванный протестным движением в Беларуси.
Ян Пекло, бывший посол Польши в Украине:
– Пропасть, разделяющая белорусский народ и режим Лукашенко, резко увеличилась. Теперь совершенно ясно, что диктатор не заинтересован ни в какой форме диалога с обществом. Репрессивные меры расширились внутри страны, и есть основания полагать, что белорусский КГБ также начал международные операции, такие как захват пассажирского самолета ЕС в белорусском воздушном пространстве и недавнее убийство белорусского активиста в изгнании в Украине.
Между тем, режим Лукашенко продолжает спонсировать и организовывать массовую нелегальную миграцию в Литву. Сегодняшняя Беларусь служит испытательным полигоном для российской гибридной войны против западного мира. Поскольку Россия и Беларусь собираются провести совместные военные учения в сентябре, соседние Украина, Польша и Литва должны быть готовы к возможным провокациям.
По мере того, как протестное движение в Беларуси отмечает годовщину, возможно, наиболее удивительной особенностью является способность белорусов продолжать демонстрировать свою оппозицию, несмотря на жестокость подавления. Хорошей новостью является и то, что Светлана Тихановская была признана на Западе как законный лидер демократической белорусской оппозиции.
Наталья Калиада и Николай Халезин, сооснователи Creative Politics Hub:
– События последнего года в Беларуси лучше всего трактовать как национальное пробуждение. Это была, пожалуй, самая мощная и глубокая трансформация в Европе с момента падения коммунизма и окончания холодной войны.
Белорусы продемонстрировали свое неприятие авторитаризма и проявили удивительное мужество, продолжая протестовать, несмотря на беспрецедентные репрессии. Белорусское общество продемонстрировало феноменальный уровень самоорганизации, как внутри страны, так и среди диаспоры за рубежом. Это позволило сохранить давление на диктатуру и одновременно мобилизовать международное сообщество в поддержку демократических устремлений Беларуси.
Еще одним важным событием последних двенадцати месяцев стала потеря влияния Кремля в белорусском обществе. Решение российского руководства поддержать режим Лукашенко радикально изменило отношение Беларуси к России. В результате многие белорусы, ранее симпатизировавшие тесным связям с Россией, теперь склонны рассматривать Европейский Союз и США как более подходящих долгосрочных партнеров.
На данный момент уже очевидно, что для режима Лукашенко нет пути назад. Вопрос в том, что последует за этим, и как долго продлится переходный период от диктатуры к демократии.
Брайан Уитмор, старший научный сотрудник-нерезидент Атлантического совета:
– За последний год Беларусь пережила два важных переломных момента. Во-первых, помимо того, что режим Александра Лукашенко стал еще более авторитарным и репрессивным, он еще более решительно вошел в орбиту России. До фальсификации выборов в августе 2020 года и жестоких репрессий Лукашенко белорусский режим пытался сохранить открытые позиции в отношениях с Западом. Лукашенко противостоял попыткам Москвы построить авиабазу в Беларуси, дистанцировался от конфликта Владимира Путина с Западом и пытался быть добросовестным посредником в войне в Украине. Сегодня Лукашенко полностью перешел на сторону путинской России, присоединился к конфликту Москвы с Западом, делает угрожающие шаги в сторону Украины и, похоже, готов допустить постоянное присутствие российских войск.
Вторая важная причина, по которой Беларусь изменилась за последний год, заключается в том, что гражданское общество стало более решительным, а общественное мнение – более прозападным. Из-за того, что Путин поддерживает Лукашенко, популярность кремлевского лидера в Беларуси падает, а простые белорусы теперь все больше смотрят на Запад в поисках вдохновения. Линии борьбы в Беларуси ясны: ось автократов Путин-Лукашенко против вестернизирующейся белорусской общественности.
Полина Садовская, директор программ по Евразии ПЕН-клуба “Америка”:
– В Беларуси есть две реальности. Одна – это реальность Александра Лукашенко, где все сосредоточено вокруг него и его приближенных, а критики оказываются в тюрьме. Другая реальность – это реальность белорусского народа, который терпел лукашенковскую Беларусь до августа 2020 года, но больше терпеть не может.
Раньше Лукашенко был известен тем, что заигрывал и с Россией, и с Западом. События августа 2020 года показали, что он больше не может этого делать, главным образом потому, что ни Европа, ни США не могут принять жестокое подавление гражданского общества, последовавшее за украденными белорусскими президентскими выборами.
Беларусь теперь решила играть роль государства-изгоя, подобного Северной Корее, Ирану или Мьянме. Белорусское правительство не только серьезно ужесточило контроль над гражданским обществом, посадив в тюрьму около 30 журналистов за их работу и недавно распустив более 65 правозащитных организаций, включая нашу партнерскую организацию PEN Belarus, но и предпринимает отчаянные попытки заблокировать резолюции ООН по восстановлению демократии в других странах, как это недавно произошло с резолюцией по Мьянме.
Успехи, достигнутые лидером оппозиции Светланой Тихановской и ее командой, включая ее недавнюю встречу с президентом Байденом, дают основания надеяться, что Беларусь никогда не вернется к статус-кво, существовавшему до августа 2020 года, как бы Лукашенко ни хотел повернуть время вспять. Тем не менее, сейчас белорусское гражданское общество нуждается в большей поддержке, как дипломатической, так и финансовой. Международное сообщество больше не может отводить глаза.
Владислав Давидзон, научный сотрудник-нерезидент Атлантического совета:
– Народная революция, прокатившаяся по Беларуси год назад, пока не смогла изгнать диктатора, правившего страной более четверти века. Однако она изменила Беларусь во многих отношениях. Пути назад больше нет, несмотря на желание Лукашенко удержать Беларусь в “ловушке реальности”, напоминающей Советский Союз образца 1981 года.
К сожалению для диктатора, за последний год сформировалась современная белорусская политическая нация, со своей культурой, традициями, обычаями, общими воспоминаниями и остротами. В такой ситуации, сколько бы силы ни было задействовано, такой жесткий правитель, как Лукашенко, не имеющий определенной идеологической идентичности или региональной базы власти, не может рассчитывать на бессрочное правление над несогласным большинством. Его уход со сцены – лишь вопрос времени.
Как может выглядеть Беларусь после Лукашенко? С середины 1990-х годов белорусы были лишены возможности провести полноценные национальные дискуссии о том, в какой стране они хотят жить. Теперь у них есть все основания для обсуждения таких фундаментальных вопросов, как предпочтительные политические модели, геополитические союзы, что значит жить в Европе и какова основа их национального облика. Самое главное, что народ Беларуси больше не боится, и нет никаких сомнений в том, что большинство белорусов хотят, чтобы Лукашенко ушел.