Содержание широко разрекламированного послания Путина Федеральному собранию России ничем особым не удивило. Налицо очередной продукт производства «московского царства неадекватности», озвученный самим царем в присутствии многочисленной напыщенной и одновременно раболепствующей челяди. Но это «царство» имеет крайне опасную особенность в виде ядерной дубинки.
Содержание выступления действительно ничем новым не отличалось, кроме заявления о «приостановлении» участия России в договоре об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ). Речь идет о важнейшем договоре, который регулирует количество ядерных вооружений США и России, а также устанавливает механизмы контроля за ним. Также Путин заговорил о возможности возвращений России к проведению ядерных испытаний. Собственно, ядерный шантаж есть самое главное в речи Путина, а все остальное было как обычно.
«Кругом враги и супостаты, но мы их будем воевать…»
В начале послания Путин заявил, что Россия будет «последовательно решать свои задачи» в Украине. Развивая эту мысль, Путин в очередной раз сделал экскурс в историю, утверждая, что Запад «тянул время» и «поощрял» Украину к войне на Донбассе, обучая украинские войска в западных академиях. Напомнил Путин и о якобы попытках Украины «получить ядерное оружие». Не забыл в очередной раз обвинить Запад в том, что тот «упивается своим вероломством».
Словом, начало вступления свелось к обвинениям в адрес Запада, который, по мнению Путина, вынашивал «агрессивные планы», а Украина «готовила карательную операцию на Донбассе». В ответ Москва, по словам Путина, взялась за благородную миссию – остановить войну силовым путем.
Не забыл Путин упомянуть возможность поставки Западом Украине дальнобойных ракет.
«Чем более дальнобойные системы будут поступать в Украину, тем дальше мы будем вынуждены отодвигать угрозу от наших границ», – заявил он в своем послании Федеральному собранию
Прозвучала из уст Путина и прямая угроза в адрес Запада.
«Цель Запада — нанести России стратегическое поражение, покончить с нами раз и навсегда. Мы будем реагировать соответствующим образом, ведь речь идёт о существовании нашей страны», – заявил Путин и добавил, что «победить Россию на поле боя невозможно». Не будем вдаваться в исторические подробности, напоминая о том, что Россия неоднократно терпела поражения в войнах.
Кроме того, Путин бодро отрапортовал, что Азовское море «снова стало внутренним морем России”, а также «проложен сухопутный коридор в Крым».
Кроме того, экономика России, по словам Путина, от санкций особо не пострадала, а потому война будет продолжаться, и ни о какой «деэскалации» и «заморозке конфликта» Путин пока вопросы ставить не намерен.
Более того, Путин повторил ранее уже озвученные им тезисы о том, что целями «СВО» является ликвидация угрозы со стороны «киевского режима» и «защита народа, проживающего на российских исторических землях». Украинскую власть он, в очередной раз, назвал националистической и «неонацистской». При этом Путин не забыл повторить мантру о том, что «Россия не воюет с украинским народом», назвав его «заложником киевского режима, оккупировавшего страну».
В качестве иллюстрации того, как «Россия не воюет с украинским народом», в то время, когда Путин произносил эту гнусную чушь, в сети появились шокирующие кадры того, как после очередного вражеского прилета по Херсону на остановке общественного транспорта остались разбросанными останки тел погибших мирных граждан. По официальным данным, 5 человек погибли, 16 – раненых разной степени тяжести. Зрелище не для слабонервных… И таких эпизодов, когда массово страдало мирное население, «народ, с которым Путин не воюет», за год полномасштабной войны было сотни и тысячи, буквально недавно в публикации «За Днепр и все остальное надо отомстить, или Врежьте, наконец, «Рамштайном» по путинскому терроризму!» приходилось писать о том, как 14 января путинская ракета попала в жилой дом в Днепре, что привело к огромным жертвам и разрушениям.
В целом, значительная часть заявлений Путина в его «послании к собранию» являются ярчайшим свидетельством неадекватности его самого и его «царства».
Кроме того, заявления Путина о войне в Украине, наряду с последующими заявлениями об экономике и расширении вооружённых сил, свидетельствуют о том, что Москва не отказывается от цели занять большую часть территории Украины, включая Киев и готова идти к этой цели столько, сколько потребуется. Еще раз повторим, что никаких намёков на «мирные переговоры» и модную нынче «заморозку конфликта по корейскому или еще какому-то сценарию» в речи Путина не прозвучало от слова совсем.
Экономическая устойчивать прогрессирующей неадекватности
Обратил внимание экономический блок выступления Путина. Несмотря на санкции, снижение ВВП России в 2022 году составило всего 2,1%, хотя Запад наивно ожидал, что экономика России упадет на 10-25%. О том, что санкции даже близко не оправдывают возлагавшихся на них ожиданий, приходилось в течение ушедшего года писать в целом ряде публикаций. Кроме наличия в Москве достаточно грамотных макроэкономистов во главе с главой местного центробанка Эльвирой Набиуллиной, которой, по слухам, даже Путин побаивается и не слишком ей перечит, секрет устойчивости российской экономики, вопреки санкциям, «нефтяным потолкам» и прочим сомнительным с точки зрения эффективности мерам Запада, состоит в росте нефтяного экспорта в целых ряд стран-потребителей российской нефти, прежде всего в Индию и Китай, которые к санкциям не присоединились, и сделать с этим ничего не может ни Запад вообще, ни Штаты в частности.
Напомним, что в Украине падение ВВП в 2022 году составило, по данным Минфина, 30,4%. О драматическом ущербе, который война нанесла экономике Украины, подробно шла речь в публикации «Катастрофические экономические последствия проклятой путинской войны».
Именно устойчивость российской экономики к санкциям считают одним из главных источников непрекращающейся воинственности путинского режима. Надо полагать, одним из источником неадекватности Путина и его окружения также является сохраняющаяся устойчивость экономики, позволяющая пока что и далее «борзеть».
В качестве иллюстрации и доказательства этой устойчивости Путин упомянул о ряде инфраструктурных проектов, среди которых транспортные магистрали в Китай и Казахстан, а также коридор «Север – Юг», ведущий в Иран и предоставляющий российским товарам выход в Индийский океан.
Кроме того, Путин заявил о том, что постепенно осуществляется давняя мечта о постепенном уходе в международных взаиморасчетах от доллара в пользу национальных валют. Он заявил, что 30% международных расчетов Россия ведет в рублях, а 50% – в рублях и валютах дружественных стран. Кроме того, внешняя торговля России с европейских рынков активно переориентируется на азиатские страны, многие из которых санкции не поддерживают или поддерживают очень избирательно, прежде всего, повторим, такие гиганты, как Индия и Китай.
Ядерная дубинка и ее некоторые особенности
Поговорив на указанные выше темы, Путин перешел к главному, как нынче модно говорить, «мессиджу» относительно глобальной конфронтации с США и ядерных вооружений.
По словам Путина, поскольку США и НАТО поставили целью стратегическое поражение России, Москва приостанавливает своё участие в Договоре о стратегических наступательных вооружениях (СНВ). При этом Путин заявил, что неделю назад уже подписал указ о постановке на боевое дежурство новых наземных ракетных комплексов стратегического назначения.
Заявление о «приостановке участия в договоре об СНВ» стала в речи Путина, пожалуй, единственной конкретикой, причем конкретикой достаточно радикальной. Правда, некоторые юристы утверждают, что, с правовой точки зрения, формулировка «приостановка участия в договоре» является некорректной, но эту казуистику оставим специалистам-правоведам.
«Россия приостанавливает свое участие в Договоре о стратегических наступательных вооружениях. Не выходит из договора, а именно приостанавливает свое участие. Но прежде, чем вернуться к обсуждению договора, мы должны для себя понять, на что все-таки претендуют такие страны НАТО, как Франция и Великобритания, и как мы будем учитывать их стратегические арсеналы, то есть совокупный ударный потенциал альянса», – заявил Путин во время своего послания.
Для справки. Договор об СНВ регулирует размещение ядерного оружия в Европе.
ДСНВ или СНВ-3 был подписан между Россией и США в 2010 году Обамой и Медведевым. Фактически СНВ-3 продолжил традиционную серию договоров между СССР/Россией и США, первый из которых СНВ-1 был заключен еще в июле 1991 года Горбачевым и Бушем-старшим.
Договор СНВ-3 вводил ограничения на количество развернутых ядерных боеголовок (для каждой стороны до 1550), а также межконтинентальных баллистических ракет шахтного базирования, баллистических ракет на подводных лодках и количество стратегических бомбардировщиков (до 700 носителей для каждой из сторон). Договор СНВ-3 был заключен на 10 лет с последующим продлением по взаимному согласию на каждые 5 лет.
С 2010 года отношения между Москвой и Вашингтоном резко обострились, как и международная обстановка в целом. С одной стороны, с 2014 года Москва оккупировала Крым, поддержала сепаратизм на Донбассе, начав гибридную агрессию против, которая 24 февраля 2022 года превратилась в полномасштабную империалистическую войну в Украине. С другой стороны, одним из результатов правления в США Трампа стало объявление Китая врагом Америки № 1, и здесь Путин кой-чего недоговаривает в угоду Поднебесной и лично товарищу Си, которых в Москве каким-то непонятным образом до сих пор считают своими не только союзниками, но даже друзьями.
Говоря о дальнейшем действии договора об СНВ, Путин в качестве формальной причины говорит о необходимость учитывать ядерные арсеналы Франции и Великобритании, которые хоть и не слишком велики, но также входят в состав ядерных суммарных ядерных сил НАТО. Понятно, что это не более чем отговорка, но ее можно было бы принять лишь только в том случае, если бы Путин поставил вопрос об учете ядерных арсеналов своего «лучшего друга» Китая. Китайские ядерные арсеналы побольше франко-британских будут, хотя, конечно, с российско-американскими им тягаться нечего. Считается, что Поднебесная располагает примерно 300 единицами межконтинентальных ракет, и в Пекине вполне резонно полагают, что при определенных мощностях ядерных зарядов этого вроде как достаточно, ибо и этого хватит, чтобы испепелить все живое.
Здесь нужно отметить, что в случае с Китаем постановки вопроса только о ракетах как носителях ядерного оружия вполне достаточно, ибо подводный ядерно-ракетоносный флот в Поднебесной хоть и существует, но развит весьма слабо, а то китайскую стратегическую авиацию трудно считать таковой. Так называемая стратегическая ядерная триада (наземные, воздушные и подводные силы ядерного сдерживания) в чистом виде существует только у США и России, а Китай располагает не только, но преимущественно наземными пусковыми установками для стратегического ядерного оружия. В дальнейшие подробности вдаваться не будем, а интересующихся направим к давнишним на эту тему публикациям «Три дубинки глобального Апокалипсиса: военный потенциал США, России и Китая» и «Треугольник смерти: США, Китай и Россия готовятся к Третьей мировой».
Возвращаясь к теме, напомним, что во времена Трампа Вашингтон предлагал Пекину войны в договор СНВ-3, взяв на себя некие обязательства, но китайские «товарищи» ответствовали в том смысле, что готовы это сделать, но только после того, как американские «мистеры» сократят количество своих носителей ядерного оружия до 300 единиц, каковыми располагает Поднебесная. На этом разговор и окончился, но характерно, что когда речь заходит об ограничении ядерных сил, то китайцы усиленно «забывают» о России, а Москва делает вид, что «не замечает» весьма солидный ядерный потенциал Поднебесной. Не говоря уже о том, что некоторыми объемами ядерного оружия располагают Индия, Пакистан и вроде бы негласно еще некоторые страны, включая якобы Израиль.
В результате упомянутых «перебранок на высоком международном уровне» при Трампе СНВ-3 пролонгирован не был, хотя сроки тогда подошли. Но одним из первых деяний только пришедшей на тот момент к власти администрации Байдена в конце января 2021 года было продление ДСНВ-3 на 5 лет. Злые языки утверждают, что это едва ли не единственный случай, когда Байден в качестве президента США хоть о чем-то сумел договориться с Москвой.
И вот уже Россия «приостанавливает» свое участие в этом многострадальном договоре в феврале 2023 года. Когда работа над этой публикацией подходила к завершению, появилась информация, что Госдума РФ формально утвердила это решение Путина.
Очевидно, что ничего смешного в этом нет, но и преувеличивать опасность пока что не стоит, как представляется. Как видим, Россия не выходит из ДСНВ, а только «приостанавливает участие». Кроме того, по словам Путина, РФ оставляет за собой право возобновить испытания ядерного оружия, но если это же самое сделают США.
Фактически это можно воспринимать как предложения к торгу. Но это торг с применением ядерного шантажа, что крайне опасно в нынешних условиях крайней геополитической конфронтации.
Нападая на Украину, Путин подразумевает Запад
Итак, с одной стороны, налицо очередная характерная для Путина игра на повышение ставок в отношениях с Западом, то есть он добивается, чтобы Запад прекратил поддержку Украины по страхом ядерной угрозы. Правда, до сих пор в Украине и на Западе распространено скептическое отношение к ядерным намекам и угрозам из Москвы, поскольку
С другой стороны, как в очередной раз показывает это послание, Путин считает основным противником не Украину, а «глобальный Запад». Болезненные амбиции Путина в отношении Украины имеют своей главной целью систему международных отношений в целом, ее подчинение интересам Москвы в интересующем Путина контексте.
Поэтому если намеки не сработают, а война в Украине будет идти по негативному для Москвы сценарию, нельзя исключать, что в какой-то момент Путин теоретически может вывести конфликт России с США на уровень эскалации времен «Карибского кризиса» 1962 года, демонстрируя готовность использовать «последний довод» и, рассчитывая, таким образом, побудить Запад пойти на требуемые уступки. То есть речь идет о все том же ядерном шантаже, а иных козырей в рукаве у Москвы уже давно нет, ибо она не может, как когда-то, предложить, например, привлекательный социальный проект, первый полет в космос, бесплатные и качественные образование и медицину, высокий уровень жизни и так далее. Ничего этого у Москвы и Путина нет, а от былого советского величия осталась только ядерная дубинка, которой московская верхушка привыкла размахивать, стремясь выторговать себе более выгодное место в системе мирового империализма.
Трудно сказать, как на новую редакцию «карибского кризиса» отреагирует Запад, а также нынешние партнеры России, прежде всего тот же Китай, являющийся категорическим противником резкой эскалации в мире, тем более ядерных угроз.
Реакция Запада на выход Москвы из ДСНВ-3 выразилась в заявлениях трех ведущих представителей
Генсек НАТО Йенс Столтенберг выразил сожаление о решении РФ и заявил, что Путин готовится к войне.
«Путин начал эту империалистическую войну и продолжает ее нагнетать. Через год после начала войны нет никаких признаков того, что он готовится к миру. Наоборот, сегодня он ясно дал понять, что готовится к новой войне», – вполне резонно заявил Столтенберг.
Госсекретарь США Энтони Блинкен назвал решение России «разочаровывающим» и заявил, что Вашингтон по-прежнему готов в любое время говорить с Москвой об ограничениях вооружений.
Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявил, что решение России по ДСНВ разрушает систему международной безопасности.
Кроме выхода из ДСНВ-3 как элемента ядерного шантажа, важнейшим для Украины выводом из выступления Путина является констатация очевидной готовности вести войну в Украине столько, сколько потребуется для достижения российских целей, реальное содержание и смысл которых смутно представляют в Кремле, и это есть еще одно проявление неадекватности. Также налицо адаптация российской экономики и общества к затяжной войне в Украине на истощение и принятие новой Холодной войны с США как неизбежной реальности ближайших десятилетий.