Остается непонятным, были ли ракетные удары 14 января 2023 года специально приурочены к очередной встрече Контактной группы по вопросам обороны Украины в формате «Рамштайн», которая состоится 20 января, или это совпадение. Учитывая уродливый моральный облик Путина и правящей верхушки в Москве, это может быть неспроста.
Впрочем, намного важнее другое: 12-й массированный ракетный удар путинской Москвы по Украине нагляднейшим образом показал, что Украине просто необходимо от оборонительной тактики переходить к нанесению ударов на большую глубину по так называемым «центрам принятия решений» врага, а также по тем объектам на его территории, от которых исходит угроза Украине, а для этого Украине необходимо наступательное и ударное дальнобойное вооружение, которое западные партнеры упорно отказываются передать нашим Вооруженным силам, поскольку Запад продолжает боятся «страшного Путина».
Трагедия в Днепре, где во время ракетного удара был разрушен жилой дом, погибли 35 человек, десятки – ранены, еще десятки – считаются пропавшими, а около тысячи – остались без крыши над головой, только подтверждает приведенное выше утверждение. Но прогнозы относительно того, какие вооружения западные партнеры намерены передать Украине в ближайшее время с учетом встречи в формате «Рамштайн» 20 января особого оптимизма в плане наступательного и дальнобойного ракетного оружия пока не вселяют.
Три волны атак: цель – энергетика
Субботнее утро 14 января началось в столице взрывами, раздавшимися около 6 утра, причем воздушная тревога перед этим не объявлялась. Были прилеты также в Киевской области, в Запорожье и Харькове. Удары наносились по промышленным и энергетическим объектам. Согласно официальным сообщениям, столичном регионе это привело к пожару на энергообъекте. В Харькове удар был нанесен при помощи ракет типа С-300, в результате чего значительная часть города на долгое время осталась без электроэнергии.
Пару часов спустя началась вторая волна ракетного удара, которая опять пришлась, в том числе, по объектам инфраструктуры в Киеве. При этом тревога была объявлена уже после прилета, и это свидетельствует о том, что радиолокационные средства угрозу на подлете не обнаружили. Было высказано предположение о том, что удары наносились баллистическими ракетами типа «Искандер» или С-300/400, которые крайне сложно обнаружить, тем более, сбить. По официальным сообщениям, удар наносился с северного направления, но, по непроверенным данным, якобы не из Беларуси, и возможно, пуски производились из Брянской области России, если вести речь о баллистических средствах малой дальности.
Позднее представитель Воздушных сил заявил, что удары по столице наносились зенитными ракетами С-300/400, модифицированными под ракеты класса «земля-земля». Правда, вызывает вопросы достаточно большая дальность и характер воронок, которые не слишком характерны для указанных ракет, дальность стрельбы которыми относительно невелика, а боевая часть обычно является осколочной, рассчитанной на поражение воздушных целей, но в эти подробности вдаваться не будем.
В любом случае, ракеты, летящие по баллистической траектории, движутся со скоростью три-четыре тысячи км/ч, от пуска до попадания проходят буквально считанные минуты, а потому обнаружить и сбить их практически невозможно теми средствами, которые имеются на вооружении нашей ПВО.
Уже первые две ракетные волны заставили «Укрэнерго» объявить об аварийных отключениях электроэнергии.
Третья и самая мощная волна началась во второй половине дня. Взрывы были зафиксированы в Днепропетровской, Хмельницкой, Харьковской, Львовской, Киевской областях. Харьков и многие другие города оказались обесточенными. В Киеве на сей раз прилетов не было, но работала ПВО. В Харькове зафиксировано два удара по объектам инфраструктуры, во Львове – один. В Ивано-Франковской. Одесской и Винницкой областях также были удары по объектам энергетики.
По словам руководителя компании «Укрэнерго», целью ракетных атак были электростанции и подстанции, однако управляемость и целостность энергосистемы удалось сохранить. В свою очередь, компания ДТЭК сообщила о поражении двух ее тепловых электростанций, причем одна из них прекратила работу.
Также в «Укрэнерго» заявили о снижении лимитов потребления энергии.
«Враг пытался прицельно бить по блокам тепловых электростанций (ТЭС). Из-за повреждения оборудования они прекратили или снизили выработку электроэнергии, и в энергосистеме увеличился дефицит», – объяснили в «Укрэнерго».
Подводя итоги ракетной атаки, главком ВСУ Валерий Залужный заявил следующее. С утра, по его словам, зенитными управляемыми ракетами С-400 (С-300) с северного направления была атакована столица. Позже Россия применила крылатые ракеты воздушного базирования Х-101/Х-555, Х-22, крылатые ракеты морского базирования «Калибр», управляемые авиационные ракеты Х-59 – по объектам критической инфраструктуры Украины.
«Всего враг осуществил около 28 пусков крылатых ракет разного базирования и 5 пусков управляемых авиационных ракет», – сообщил главком ВСУ, по словам которого, было уничтожено 18 крылатых ракет и 3 управляемые авиационные ракеты.
Трагедия в Днепре и пиар-спекуляции вокруг нее
В этот день, 14 января город Днепр перенес одну из самых ужасных трагедий в этой войне.
Здесь ракета попала в многоэтажный жилой дом, что привело к полному обрушению части здания, причем в негодность пришло все здание.
На момент написания этих строк, по официальным данным, погибли 35 человек, 75 – травмированы, 35 – разыскиваются. Жилья лишились около 1000 человек. Цифры эти не окончательные, а разбор завалов на момент написания текста длился уже вторые сутки силами как местных спасателей, так и привлеченных из других регионов из-за огромных разрушений и объема работ.
Недалеко от места трагедии были развернуты так называемые пункты несокрушимости. Граждане предлагают пострадавшим и утратившим крышу над головой временно заселяться в свое жилье.
В ВСУ заявили, что удар по многоэтажке Днепра был нанесен ракетой Х-22, запущенной бомбардировщиком Ту-22М3 с территории России.
Как сообщил спикер Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат в эфире телемарафона, было пять пусков таких ракет.
По его словам, такой же ракетой россияне ударили по торговому центру в Кременчуге в июне прошлого года. Эта ракета предназначена для уничтожения авианосных групп в море.
Отметим, что эти ракеты воздушного базирования являются очень мощными, они рассчитаны на несение ядерного боезаряда, разрабатывались для поражение морских целей, преимущественно авианосных групп. В неядерном исполнении фугасно-кумулятивный боезаряд ракеты составляет более 900 кг, то есть это очень мощное средство поражения. Дальность поражения – до 600 км.
Различные модификации ракеты развивают скорость 3,5-4,6 чисел Маха, то есть это почти гиперзвуковая скорость, а потому сбить эту цель крайне сложно, по крайней мере, теми средствами ПВО, которые имеются на вооружении ВСУ.
Вокруг этого разгорелся достаточно дурнопахнущий скандал, который едва не затмил саму трагедию в Днепре. Поскольку скандал этот получил широкий резонанс, обойти вниманием его нельзя.
Сначала советник Офиса президента и слишком «медийно-раскрученный» персонаж, Алексей Арестович в одном из своих бесконечных эфиров заявил, что вражескую ракету сбила наша ракета ПВО, после чего вражеская ракета упала на дом, взорвалась и привела к указанным выше ужасающим последствиям.
От себя отметим, что такое вполне возможно, особенно, если на дом упадет боевая часть ракеты и сдетонирует. Но чтобы делать подобные заявления, необходимо иметь объективные и проверенные данные, тем более если ты выступаешь от имени официальных органов страны в такое тяжелое время.
Арестович же заявил нечто в том смысле, что некий его друг или знакомый, ранее служивший в ПВО и «разбирающийся в теме», во время ракетного удара проходил мимо того злополучного дома в Днепре и слышал два взрыва, из чего сделал вывод, что сначала было поражение вражеской ракеты нашим средством ПВО, а уже потом обломки ракеты рухнули на дом, приведя к трагическим последствиям. Ну, или что-то в этом роде… Все это дивным образом напомнило анекдот на тему: «Одна баба сказала»…
В свою очередь, Командование Воздушных сил выступило с опровержением, заявив, что наша ПВО не имеет средств для уничтожения ракет такого типа, вражеская ракета сама попала в дом, и заявления Арестовича не соответствуют действительности. Правда, выяснилось, что в ВСУ трижды за время широкомасштабной агрессии заявляли о сбитии именно ракет типа Х-22 различными средствами.
Так, 30 мая Воздушные силы заявили, что сбили такую ракету над Одесской областью и показали ее обломки. 29 июня было сообщение о поражении Х-22, летящей со стороны Черного моря. А 1 июля 101-я бригада охраны Генштаба в Киеве сообщила, что сбила эту ракету переносным зенитно-ракетным комплексом «Игла» советского производства.
После обнародования этой информации спикер Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат подтвердил, что на официальных страницах в прошлом году действительно публиковалась информация о том, что украинской ПВО удавалось сбивать ракеты X-22, но сказал, что это были ошибки, вызванные спешкой в публикациях.
«Информация, представляемая на официальных ресурсах, в целом достоверна, но несколько недостоверных публикаций со сбитыми Х-22 и С-300 есть, это факт», – признал Игнат.
Словом, военные свои ошибки признали, и на этом следовало бы поставить точку, не раздувая циничный пиар вокруг трагедии.
Но гражданин Арестович сначала вроде бы публично извинился за некорректную информацию, а затем отозвал свои извинения и заявил, что и далее намерен сообщать обществу некие неприятные вещи.
Не вдаваясь в дальнейшие коллизии, отметим, что на самом, как это ни странно, деле скандал этот очень важен, но отнюдь не реакцией тех или иных медиа-индивидов, страдающих переизбытком нарциссизма и делающих циничный пиар на трагедии, постигшей нашу страну. Эта коллизия важна концептуальными вещами, которые хорошо изложил в соцсети Роман Лелюк, а потому просто процитируем:
«Ситуация с Арестовичем – это частный случай более глубокой и широкой проблемы.
Я не хочу оправдывать лично Арестовича, так как мое мнение о нем как об аферисте хлестаковского типа сложилось давно. И даже не хочу останавливаться на том, что конкретно произошло в Днепре с падением ракеты, так как в условиях войны правду знает только ограниченный круг лиц.
Но проблема на самом деле глобально касается правды и лжи. Можно ли в экстремальной ситуации говорить правду, и нужно ли ее говорить, когда она неприятна и ситуационно невыгодна.
Например, когда тероборона в угаре азарта шпиономании расстреливает друг друга, или когда украинский военный самолет сбивает украинская же ПВО, или когда ракета ПВО, направленная на вражескую ракету, из-за неисправности отклоняется от курса и падает на жилой дом. Теоретически. Скажем, что всего этого не было. Но вот если произойдет, можно ли это признавать?
С одной стороны, критическая масса обывателей глупа и не способна сохранить психическое равновесие в картине мира, отличающейся от монохромной. Для них это может «пошатнуть веру в непогрешимость добра». Ну, не смогут они приложить интеллектуальное усилие и сделать вывод, что даже если произошла ошибка, то вина за нее лежит на том, кто развязал войну. Им подавай четкую манихейскую пропаганду, где украинские выстрелы всегда ложатся точно в военную цель, а вражеские направлены прицельно на убийство детей. С другой стороны, ложь в любой момент может быть разоблачена и последствия могут вылиться в тотальное недоверие даже к правде. Вспомнить хоть недавнюю историю с падением С300 в Польше.
Сложная проблема. Как говорил классик:
«Некий чудак и поныне за Правду воюет.
Правда, в речах его правды на ломаный грош.
Чистая Правда со временем восторжествует,
Если проделает то же, что явная Ложь!»
Чем и как отомстить врагу, или Опять о «Рамштайне» и оружии
Впрочем, вернемся к сути вопроса, а именно к тому, что врагу следует отомстить, захваченную территорию страны следует освободить, и для этого срочно нужны вооружения, которых катастрофически не хватает и с передачей которых западные союзники всячески затягивают, а по многим позициям просто отказывают, поскольку боятся «страшного Путина».
После ракетной атаки Владимир Зеленский совершенно справедливо раскритиковал западных союзников, не готовых давать Украине оружие.
В своем видеообращении по итогам ракетных ударов 12 января Зеленский говорил о «тех людях и политических лидерах, которые сомневаются» в необходимости передачи Украине наступательного оружия.
«Любые уговоры или время, которое просто уходит, не могут остановить террористов, которые методично убивают наших людей», – заявил Зеленский, и здесь с ним трудно не согласиться.
Знаменательно, что тот же день, 14 января власти Германия сообщили о передаче Украине очередном пакете военной помощи. Этот пакет включает: четыре танка для разминирования; четыре мобильных и защищенных систем разминирования; десять автомобилей для охраны границы; 120 мобильных систем отопления.
Также на сайте правительства Германии появилось сообщение о скорой передаче 40 боевых машин пехоты Marder и одной системы ПВО Patriot с боеприпасами к ним.
Конечно, немцев следует поблагодарить за любую помощь, но, к сожалению, указанного перечня вооружений и оборудования явно недостаточно, чтобы победить Путина и освободить оккупированные территории страны, восстановив ее территориальную целостность.
Важным моментом в обсуждаемом смысле является очередная, восьмая по счету встреча Контактной группы по вопросам обороны Украины в формате «Рамштайн», которая состоится 20 января 2023 года.
Об этом еще 6 января сообщалось на сайте министерства обороны Германии по итогам разговора руководительницы ведомства Кристине Ламбрехт и главы Пентагона Ллойда Остина.
«В рамках подготовки к предстоящей встрече формата “Рамштайн” 20 января 2023 года основными темами обсуждения были текущая военная ситуация в Украине и координация дальнейшей военной поддержки оборонной кампании Украины», – отмечается в сообщении оборонного ведомства Германии.
«Вместе с нашими союзниками мы в очередной раз демонстрируем, что совместно поддерживаем Украину и действуем единым и тесно скоординированным фронтом. Вместе мы сильнее», – подчеркнула министр обороны Германии.
Напомним, что предыдущее заседание в формате «Рамштайн» состоялось в конце ноября прошлого года.
Также напомним, формат «Рамштайн», который объединяет более 50 стран мира, был основан с целью коллективной поддержки Украины, чтобы удовлетворить оборонные потребности украинской армии в условиях противостояния полномасштабному вторжению России.
В свою очередь, в Пентагоне подтвердили, что участие в восьмом заседании Контактной группы по обороне Украины примут руководители оборонных ведомств 50 стран.
В рамках подготовки к заседанию Контактной группы, руководители оборонных ведомств Германии и США, в частности, обсудили совместную инициативу по поставке Украине БМП западного производства и боеприпасов к ним, в частности, БМП Bradley из Соединенных Штатов и до 40 БМП Marder из ФРГ.
«В сочетании с около 100 советскими основными боевыми танками и БМП, которые мы предоставили вместе с нашими союзниками… эти совместные усилия значительно усилят прочность Вооруженных сил Украины. Мы с союзниками продолжаем поддерживать Украину в единстве, солидарности и тесной координации. Вместе мы сильнее», – подчеркнула глава оборонного ведомства Германии.
Повторим, что Украина искренне благодарна за любую помощь в борьбе с агрессором. Но указанные выше вооружения едва ли можно считать в полной мере наступательными, тем более, такими, которые позволяют изгнать оккупантов с нашей территории, восстановив территориальную целостность.
Тем более пока никак не решается вопрос получения Украиной дальнобойных, ракетных и иных вооружений, которые позволили бы наносить превентивные и ответные удары по тем объектам на вражеской территории, откуда исходит угроза, откуда взлетают самолеты, несущие ракеты воздушного базирования, откуда уходят в море носители ракет морского базирования, откуда стартуют с наземных пусковых установок крылатые и баллистические ракеты, а также дроны.
Такие вооружения у западных союзников имеются, и Украина, среди прочего, должна получить такие вооружения, чтобы не повторялись более трагедии, подобные той, которая случилась 14 января 2023 года в Днепре.