Наш МИД требует от россиян вернуть маяки

no image

Киев вновь потребовал от Москвы возвратить навигационно-гидрографическое имущество нашей страны

Официальный Киев вновь потребовал от Москвы возвратить навигационно-гидрографическое имущество нашей страны, которое незаконно используется Черноморским флотом Российской Федерации (ЧФ РФ)

«Исходя из международной ответственности Украины за обеспечение безопасности мореходства в собственных территориальных водах, а также руководствуясь решениями украинских судов, Украина призывает российскую сторону без промедлений вернуть Украине все принадлежащее ей навигационно-гидрографическое имущество, которое незаконно используется ЧФ РФ»,— сказано во вчерашнем сообщении МИД.

Внешнеполитическое ведомство напоминает, что 16 июня с.г. военнослужащие ЧФ РФ помешали чиновникам государственной исполнительной службы реализовать решение хозсуда Херсонской области о возвращении Украине радионавигационной станции «Марс-75» в Геническе. В МИД подчеркнули, что, согласно Конституции, юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, которые возникают в государстве: «Судебные решения принимаются судами именем Украины и являются обязательными к выполнению на всей территории Украины. Российская сторона, в соответствии с базовыми соглашениями по вопросам Черноморского флота, взяла на себя обязательства придерживаться законодательства Украины». Министерство настаивает на том, что объекты навигационно-гидрографического обеспечения безопасности мореходства, в том числе радионавигационная станция «Марс-75», является нашей госсобственностью, не подлежит аренде и в пользование российской стороне никогда не передавалась.

По словам члена комитета Рады по иностранным делам Тараса Чорновила, украинской стороне есть смысл поднимать данным вопрос, поскольку он не урегулирован договором с Россией. «Эти объекты не входили в перечень тех объектов, которые передавались в пользование ЧФ. Здесь должны создаваться соответствующие двусторонние договоренности для того, чтобы данные объекты использовались совместно или определенным образом обеспечивали деятельность, в том числе — ЧФ РФ. Поскольку эти объекты используются не только в военных целях, они также важны для цивильного мореплавания»,— сказал «i» парламентарий. Тем не менее господин Чорновил уверен, что форма обращения МИД к российской стороне малоэффективна: «Мы уже имеет примеры многоразовых обращений. Как правило, они оканчивались определенными политическими демаршами то с российской, то с украинской стороны. Кажется, что заявления появляются в тот момент, когда это нужно кому-то из украинских политиков высшего эшелона, имея своей целью лишь определенное нагнетание страстей, а не достижение конечного результата». Парламентарий также отметил, что, несмотря на количество принятых судовых решений по данному поводу, механизм изъятия объектов в Украине не отработан. «У нас даже внутренние вопросы по исполнению судовых решений пробуксовывают по много лет»,— подчеркнул Тарас Чорновил. По его мнению, логичным выходом из ситуации было бы согласие на передачу вопроса в международные судебные инстанции. Например, в Международный суд ООН в Гааге.

Однако Чрезвычайный и Полномочный посол Украины, доктор юридических наук Владимир Василенко не видит в этом перспективы, поскольку Международный суд ООН принимает спор к рассмотрению только с согласия обеих сторон. «Есть решения украинских судов и судебные исполнители должны обеспечить их выполнение. На территории Украины действуют законы Украины и соответствующие судебные решения основываются на украинском законодательстве»,— напомнил дипломат. Он считает, что украинская сторона может прибегнуть к исполнению судебных решений в принудительном порядке. «Очевидно, что эти объекты находятся под охраной военнослужащих России, и открывать боевые действия — не выход. Но можно прибегнуть к другим принудительным мерам: отрезать объекты от энерго- и водоснабжения — и заставить российскую сторону их освободить. Такие действия будут абсолютно правомерными. Мы на своей территории и имеем право обеспечивать действия международных соглашений и законов Украины с помощью тех мер, которые являются адекватными и допустимыми с точки зрения международного и национального права»,— добавил господин Василенко.

По мнению директора Центра мира, конверсии и внешней политики Александра Сушко, проблема возврата навигационно-гидрографического имущества нашей страны может быть решена параллельно с выводом ЧФ РФ из Крыма. «Если не будет твердой политической воли к решению проблемы флота в целом, то такую частную проблему вряд ли можно будет решить отдельно»,— резюмировал эксперт.

История проблемы


Вопрос использования навигационно-гидрографических объектов стоит остро не только в Херсонской области, но и в других местах дислокации частей ЧФ РФ. Еще в августе 1998 г. вышло постановление Кабмина №1282, согласно которому гидрографическое имущество, являющееся госсобственностью и размещенное на побережье от Тарханкута до Аю Дага, передано в сферу управления Минтранссвязи. 11 мая 2000 г. последовал указ президента Леонида Кучмы №678, возлагающий на Минтранссвязи ответственность за реализацию государственной политики в сфере навигационно-гидрографического обеспечения мореплавания. Но все это оставалось на бумаге.
Альтернативой вялотекущему переговорному процессу с Россией стали исковые заявления украинской стороны к Минобороны РФ в хозсуды Симферополя, Севастополя и Херсона об изъятии из незаконного владения россиянами гидрографического имущества нашей страны. Суды удовлетворили иски украинской стороны. Но командование ЧФ РФ продолжает настаивать на своей позиции и утверждать, что решения судов не имеют никакой юридической силы и идут вразрез с базовыми российско-украинскими соглашениями, в связи с чем на эти объекты не допускаются судебные исполнители.


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Видео
Все статьи