Преимущественное право продления аренды отныне не действует
Преимущественное право продления аренды отныне не действует
Единственное условие, ограничивающее владельцев имущества,— необходимость предупреждать арендатора о том, что помещение требуется для собственных нужд, за три месяца до истечения срока договора.
Президент Виктор Ющенко подписал изменения в закон об аренде государственного и коммунального имущества. Ранее закон предусматривал, что после окончания срока аренды арендатор, который надлежащим образом выполнял свои обязательства по договору, имел преимущественное право, при других равных условиях, на продление договора аренды на новый срок. Теперь к этому абзацу в законе добавлено следующее: «Кроме случаев, если арендуемое имущество необходимо для нужд его собственника. В случае, если собственник имеет намерение использовать указанное имущество для собственных нужд, он должен письменно предупредить об этом арендатора не позднее, чем за три месяца до окончания срока договора».
Главным недостатком этой новации является отсутствие порядка, регламентирующего: случаи, когда собственник может забрать имущество; право собственника на повторную сдачу имущества в аренду; длительность срока преимущественного права арендатора, если имущество сдается в аренду повторно. Также изменения в законе конфликтуют со ст. 777 Гражданского кодекса и ст. 285 Хозяйственного кодекса, которые предусматривают, что последний арендатор имеет преимущественное право аренды безо всяких исключений.
Автор закона Борис Беспалый сообщил «і», что представлял свой законопроект, когда закон об аренде госимущества выглядел иначе. «Тогда законом было предусмотрено, что арендатор после истечения срока аренды имеет преимущественное право ее продления. То есть собственник не мог забрать свое имущество назад. По просьбе райсоветов я как депутат от округа представил этот закон. Но в связи с последними правками, принятыми в 2007 г., суть закона изменилась, и упомянутой нормы уже нет»,— сказал парламентарий.
До 2007 г. ст. 17 закона об аренде госимущества имела такой пункт: «После окончания срока аренды арендатор, который надлежащим образом выполнял свои обязанности, имеет преимущественное право, при других равных условиях, на продление договора аренды на новый срок». Многие недобросовестные предприниматели пользовались этой нормой закона и через райсуды обязывали собственников продлевать договор аренды, хотя собственник мог оспорить это решение.
Борис Беспалый согласился с замечаниями к закону и подчеркнул, что его надо было доработать: «Это и моя ошибка, и ошибка комитета, который рассматривал законопроект. Надо было прописать порядок, по которому собственник забирает имущество для своих нужд».
Изменения в закон негативно скажутся на малом бизнесе, уверена замглавы комитета Рады по вопросам предпринимательства Ксения Ляпина. «Арендаторов даже уведомлять не будут о новых конкурсах. Это пролоббировали местные власти, которые захватили города своими бутиками и магазинами. У нас по Киеву примеров сотни тысяч — это и учебные заведения, и магазины, и кафе»,— заявила «і» госпожа Ляпина. Она уверена, что закон создаст новые коррупционные предпосылки: «Собственник под каким-то предлогом прекратит аренду своего имущества, а потом снова его сдаст в аренду. Арендатору надо будет идти на конкурс, а конкурс — это взятки».
Единственный метод противодействия новым нормам закона — судебный иск, который базируется на основании нарушения упомянутых ст. 777 Гражданского кодекса и ст. 285 Хозяйственного кодекса.
Не исключено, что в ближайшее время правительство или Фонд госимущества примут порядок, регламентирующий использование имущества для своих нужд его владельцем. Но возможно, что никакой порядок не примут, и все споры будут решаться в судах.