Время — деньги

17 июля 2008, 0:00
no image

Колонка редактора

Сколько лет вы бы хотели жить? Ответ очевиден — чем больше, тем лучше. В идеале, надо родиться или переехать в Австралию, Францию, Швецию, Швейцарию или Японию. Во всех этих странах средняя продолжительность жизни превышает 80 лет (против 68 у нас). Особенно это актуально для мужчин, поскольку в этих странах намного меньше разброс между полами (4-6 лет против 12 у нас).

А сколько вы готовы заплатить за удовольствие жить дольше? Используя данные, в частности, по страховкам, западные экономисты как-то подсчитали, что в среднем человек оценивает дополнительный год своей жизни в $200 тыс.

Но не только размер имеет значение. Американец Райан Эдвардс утверждает, что своя цена есть и у прогнозируемости срока жизни. По его расчетам, уменьшение среднего отклонения (статистический показатель, определяющий степень разброса величины, в данном случае продолжительности жизни.— Авт.) на год по стоимости эквивалентно полугоду жизни. Отклонение существенно варьируется у разных стран. Высокое отклонение (около 15 лет) у США и Франции, сравнительно низкое (12 лет) — у Швеции и Японии.

А уж от чего зависит этот показатель, наука пока точно не знает. Как минимум, от качества системы здравоохранения. Например, в странах Западной Европы помощь при инфаркте оказывают в среднем через час после приступа, у нас — через семь часов. Понятно, что она уже может быть неактуальной. Также есть половое различие: у мужчин, которые и так живут меньше женщин, еще и срок жизни менее прогнозируемый. А вот здесь уже, видимо, сказываются различия в занятиях и пристрастиях.

Сложно сказать, действительно ли ценно такое знание. С одной стороны, зная дату своей смерти, люди могли бы более эффективно планировать свою деятельность, оптимизировать расходы. Например, ожидая скорой смерти, купить, наконец, тот желтый порше или слетать в космос (подставьте что-то другое в зависимости от доступного бюджета), зная, что нет смысла откладывать деньги на потом. Или, наоборот, не делать лишних покупок и оставить деньги детям. Это уже в зависимости от обстоятельств и предпочтений. Хотя, как показывают другие исследования, в завещаниях обычно мало альтруизма — завещают неиспользованные накопления на черный день.

С другой стороны, есть сомнение, что людям было бы интересно жить, зная дату смерти. Вроде все и знают о том, что не бессмертны, но люди не думают об этом постоянно. «В долгосрочной перспективе мы все мертвы»,— пошутил как-то один из основателей экономической теории Джон Кейнс. Хотя вполне возможно, что люди смогли бы приспособиться и к такому знанию. Можно было бы поучиться, например, у японцев, которые на пике пузыря на рынке недвижимости могли брать ипотечные кредиты на 100 лет. Вот это, я понимаю, долгосрочное планирование.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи