Самогоноварение, дачи и макроэкономика

4 июля 2008, 0:00
no image

Колонка редактора

Среди старшего поколения бытует мнение, что в СССР работники были чрезвычайно защищены. Помимо оплачиваемых декретов, профсоюзных путевок на курорты и вообще самого факта гарантированной работы, у многих ностальгию вызывает фиксированный рабочий день. Мол, отработал от звонка до звонка — и свободен. Как и другие советские мифы, этот оказался несколько преувеличен.

Израильтянин Рубен Гронау задался целью изучить, какую долю в советском ВВП занимало домашнее производство. Иными словами, все, что люди делают дома сами для себя. Гонят ли они самогон, выращивают ли картошку на дачах или наводят марафет в доме — они занимаются натуральным хозяйством. К слову, в США образца 1920-30-х гг. доля такой деятельности в валовом продукте превышала треть.

Интерес исследователя к совку не случаен. Плановая экономика уделяла недостаточно внимания потребительским товарам. Как следствие, возникало такое непонятное западному обывателю явление, как дефицит. Оттуда же родом увлечение приусадебными участками, самогоноварением, электроникой и даже сборкой автомобилей собственной конструкции. Сразу после развала Союза доходы людей упали, появилась безработица. На этом фоне дополнительная активизация интереса к дачам была более чем логичной.

Замечу, господину Гронау не удалось точно рассчитать долю домашнего труда в советском ВВП. Дело в том, что если количество времени, затрачиваемого на ведение домашнего хозяйства, еще можно как-то выяснить, с измерением производительности такого труда возникают большие проблемы. А раз так, перевести часы или дни в рубли не получится. Кроме того, в ходе исследования всплыли существенные различия в затратах времени на такую деятельность между мужчинами и женщинами, молодыми и старыми и т.д., которые дополнительно усложняли проведение анализа. Зато, покопавшись в социологических данных, исследователь обнаружил ряд занимательных фактов.

Оказалось, во-первых, что, оставшись без работы, среднестатистический постсоветский мужчина полностью предавался развлечениям. А вот женщины — лишь наполовину, остальное время посвятив домашним хлопотам. Во-вторых, производительность домашних занятий со времен совка выросла. Теперь люди почти не тратят времени в очередях, автомобили ускорили поездки, а появление в домах новых или усовершенствованных устройств (или вещей вроде памперсов) существенно облегчило выполнение работы. Наконец, в-третьих, количество рабочих часов в неделю снизилось с 37 до 30 — для мужчин, и с 26 до 24 — для женщин. Впрочем, последние тратят намного больше времени на детей и домашнюю работу, а потому на отдых располагают 53 часами в неделю, тогда как мужчины — 73. Такой вот патриархат.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи