Cейчас почти половина (по подсчетам экспертов, к 2030 г. эта цифра увеличится до 70%) энергоресурсов в Евросоюз поступает из России, которая во время ценового противостояния «Газпрома» с Украиной и Беларусью показала свою ненадежность. Поэтому Евросоюз начал обращать внимание на государства Средней Азии и Кавказа, чтобы обеспечить себе новые источники поставок углеводородов и пути их транспортировки.
В этом смысле трубопровод Одесса — Броды, который позволит поставлять нефть из бассейна Каспийского моря, является оптимальным вариантом. Еще в 2003 г. этот проект приобрел статус приоритетного для Европейской комиссии, когда в Брюсселе была принята соответствующая трехсторонняя декларация в формате Украина — Польша — ЕС, положившая начало тесному сотрудничеству в его реализации.
Однако впоследствии, как известно, возникло множество препятствий. В частности, усугубилось противоречие между Польшей и Украиной по достройке трубопровода Одесса — Броды до Плоцка (ветка до Гданьска, обеспечивающая выход к Балтийскому морю, уже существует). Киев настаивает, что Варшаве надо решить вопрос с выделением земли под строительство новой магистрали и проложить ее, а также предоставить гарантии потребления нефти. Только потом, мол, Казахстан и Азербайджан будут готовы подписать реальные контракты по поставкам нефти в европейские страны по этому маршруту.
В свою очередь Польша из-за отсутствия гарантий заполнения трубопровода каспийской нефтью отказывается выполнять строительные работы на своей территории. Потеряв надежду на успех Украины в обеспечении поставок каспийской нефти, польские власти стали сами осуществлять шаги в этом направлении. Правительство этой страны утвердило план энергетической политики, который, в частности, предполагает поставки нефти из Казахстана и Азербайджана через Грузию и Украину. В феврале замминистра экономики Польши Петр Наимский посетил Астану, где с коллегами из министерства энергетики договорился о создании рабочей группы по рассмотрению возможности транспортировки нефти по маршруту Одесса — Броды.
Сегодня Лех Качиньский намерен закрепить эти договоренности в ходе переговоров с казахстанским лидером Нурсултаном Назарбаевым. Но главный акцент президент Польши решил сделать на развитии сотрудничества крупнейших нефтяных компаний двух стран — PKN Orlen и «Казмунайгаз», которые планируют подписать соглашение о реализации совместных проектов по добыче нефти. Правда, пока речь не идет о приобретении лицензий на разработку казахстанских месторождений в каспийском шельфе. Лицензиями, как сообщал недавно президент PKN Orlen Петр Ковнацкий, концерн «хочет похвастаться в конце этого года».
В украинских дипломатических кругах считают, что польско-казахстанский энергетический диалог можно считать своеобразным индикатором дальнейшего развития сотрудничества между странами бассейна Каспийского моря и Центрально-Восточной Европы.
Как сообщали «і», Лех Качиньский и Виктор Ющенко во время недавней встречи в Плоцке договорились о проведении в мае международной конференции, на которой будут рассматриваться планы импорта нефти из Казахстана и Азербайджана через нефтепровод Одесса — Броды. «Пока что усилия, предпринимаемые в этом направлении, имеют больше пропагандистский характер. Но визит руководства PKN Orlen и президента Польши в Казахстан может привести к конкретным договоренностям. Впрочем, существенные результаты могут быть получены не скоро»,— сказал «і» Влодзимеж Осташевский, польский аналитик.
Не будучи уверенным в успехе проекта «Одесса — Броды», господин Качиньский предлагает Казахстану и другой вариант сотрудничества. «Нельзя забывать, что одним из маршрутов между Казахстаном и Европой является северо-западное направление. Это через страны Прибалтики и Скандинавии,— заявил он в интервью агентству «Казинформ» накануне поездки в каспийский регион.— Если будут достигнуты договоренности в отношении поставок казахстанской нефти и газа, то возможна переработка некоторой части ресурсов на территории Польши. А другая часть может перерабатываться в странах западнее Польши».