По зимнему спорту бьет колокол

4 марта 2011, 0:05
no image

Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины сократило расходы на зимние виды спорта на треть. И в без того скудный бюджет в 20 млн. грн., который был заложен в 2010 г., в нынешнем отдел зимних видов спорта недополучит 7 млн. А ведь Украина всерьез претендует на проведение зимних Олимпийских игр 2022 г.

Спортивная Украина никогда не славилась своими достижениями на Белых олимпиадах. Пять наград за 20 лет Независимости — далеко не самое выдающееся достижение. Кстати, за это время как раз прошло пять Игр, в среднем — по одной награде за четыре года. И самое печальное, что все они стали плодом усилий спортсменов-одиночек, а никак не результатом системной подготовки атлетов со стороны государства. Оно (государство) за двадцать лет не сподобилось даже выработать эту систему подготовки атлетов «с нуля» до вершин мирового спорта. По сути все эти годы украинский спорт жил по старинке, пожиная плоды тех достижений, которые были добыты еще во времена СССР. Более того, даже то, что было, стремительно разрушалось: из-за нехватки денег, массового оттока специалистов за границу, запустения тренировочных баз, отсутствия инвентаря… Сегодня в стране фактически нет ни одного объекта зимних видов спорта, который можно было бы использовать по назначению на полную мощность и который бы соответствовал всем стандартам международных федераций по видам спорта. Ведь даже столичный Дворец спорта, находящийся сейчас на реконструкции, до своего закрытия не способен был принять чемпионат мира по хоккею или матчи КХЛ.

Олимпийская дорога

Вместе с тем чиновники от мирового спорта — во главе с президентом Международного олимпийского комитета Жаком Рогге — и сейчас с оптимизмом смотрят на Украину как на потенциального организатора крупнейших мировых соревнований. Так, в конце декабря в Киеве на новогоднем гала-концерте НОК Украины, посвященном подведению итогов года, присутствовавший в качестве почетного гостя господин Рогге заявил, что у страны есть отличные шансы принять Белую олимпиаду 2022 г. О том, что Украина подаст заявку на проведение Игр и всерьез намерена побороться за право организовать соревнования во Львове и на склонах Карпат, не раз заявляли все высшие руководители страны, включая президента Виктора Януковича. Парадокс ситуации заключается в том, что высокие зарубежные гости видят только парадное лицо украинского спорта, не особо вникая в его серые и беспросветные будни. А лицо, благодаря богатой истории побед отечественного спорта, весьма презентабельно. Кстати, все эти люди, которые улыбаются Жаку Рогге и всеми силами стараются убедить его в больших перспективах Украины как великой спортивной державы, являются представителями летних видов спорта, где у Украины действительно все более или менее сносно (хотя и там — проблем невпроворот).

Так, в декабре руководителя МОК принимали глава отечественного олимпийского комитета легендарный прыгун с шестом Сергей Бубка и его коллеги, такие же прославленные атлеты-олимпионики Валерий Борзов, Людмила Турищева… Дабы окончательно убедить бывшего ортопедического хирурга и яхтсмена из Бельгии, участвовавшего в качестве спортсмена в трех олимпиадах в парусном спорте, а ныне президента МОК в серьезности своих намерений, украинские чиновники ему организовали встречу с президентом Украины. Разумеется, Виктор Янукович приложил максимум усилий, чтобы убедить своего собеседника отдать именно Украине Игры-2022. В конце концов получила же страна добро на проведение Евро-2012. И похоже, что, хотя и с горем пополам, но все же его проведет. Так почему бы не провести и Олимпийские игры, которые по масштабам вполне совпадают с футбольным чемпионатом Европы?..

Кстати, в выборе столицы Игр МОК в последнюю очередь руководствуется достижениями страны в области спорта. Ведь ни Япония (Нагано-1998), ни Италия (Турин-2006) — далеко не законодатели мод в зимних видах спорта. Да и Канада до последних Игр в Ванкувере-2010 никогда не входила в число лидеров. Главная цель, которую, по крайней мере, на словах преследуют чиновники МОК, состоит в как можно большей популяризации зимних видов на планете и развитии инфраструктуры на местах. И тут Львов является, по сути, идеальным кандидатом. Ведь все дворцы спорта для шорт-трека, фигурного катания, хоккея и конькобежного спорта останутся и в дальнейшем могут использоваться в городе по прямому назначению еще много десятилетий. А лыжные, биатлонные и горнолыжные трассы, равно как и трамплины для прыгунов и склоны для фристайлистов, никуда не денутся с Карпатских гор. Казалось бы, картина идеальная, если бы не одно «но». Желание самих украинских чиновников провести Игры на данный момент выглядит слишком преувеличенным. Тут скорее гораздо больше понтов и желания попиариться, нежели стремления действительно провести столь грандиозные соревнования. Плюс — существует и серьезный внешний негативный фактор. Даже если украинцам удастся убедить мировую общественность в том, что Игры необходимы Львову как воздух, а их проведение станет поистине праздником мирового масштаба, то совместить Львов-2022 с Сочи-2014 гораздо сложнее. Существуют очень большие сомнения в том, что руководство МОК даст добро на проведение двух Игр в одном регионе в столь короткие сроки — через раз.

Неолимпийские будни

Пока же остается констатировать другой факт: украинские чиновники явно не испытывают желания развивать зимние виды спорта внутри страны. Что уж там говорить о международной перспективе. И хотя самые мрачные прогнозы не подтвердились (ходили слухи о том, что все федерации переведут на самоокупаемость и предложат им искать спонсоров), сокращение 20-миллионного бюджета на треть — крайне болезненный удар по и без того скудному бюджету. Вместе с тем многие федерации могут считать эти сокращения далеко не смертельными. Так, президент Федерации биатлона Украины Владимир Брынзак заявил, что его федерация недополучит около 500 тыс. грн. Но больших проблем это не создаст. Ведь на подготовку к чемпионату мира, который в марте проходит в российском Ханты-Мансийске, деньги были выделены заранее. И проблем с этим у спортсменов, тренеров и чиновников не возникнет. То же самое касается и хоккея. Деньги на проведение двух чемпионатов мира (юниорский в Донецке и взрослый — в Киеве) были выделены в полном объеме. Кстати, это знак для чиновников МОК. Какая бы ни была критическая ситуация, деньги для проведения соревнований всегда найдутся. А для Олимпийских игр — тем более.

Что касается остальных видов спорта, то здесь ситуация близка к критической. Уже по ходу года, а в данном случае — в разгар сезона — приходится корректировать графики подготовки спортсменов, пересматривать список запланированных соревнований: каким отдать предпочтение, в каких участие не принимать. Все это, разумеется, ломает и психику спортсмена. Ведь многолетняя подготовка, тренировочный процесс и все сопутствующие мероприятия идут насмарку, когда выясняется, что элементарно нет денег на поездку на какой-нибудь этап Кубка мира или чемпионат Европы. Поэтому саночники, бобслеисты или горнолыжники (этот список можно продолжать до бесконечности) рискуют вообще потеряться в мировом спорте. И поездки на любое мало-мальски значимое соревнование представителя Украины будут сами по себе восприниматься как исключение из правил. О какой Олимпиаде в таком случае может идти речь? Или будем следовать принципу барона Пьера де Кубертена, основавшего олимпийское движение,— «Главное — не победа, а участие»?

Тогда даже те крохи достижений, которые были у нас на протяжении последних 20 лет, будут восприниматься как великие успехи. А на ближайшие десятилетия придется просто забыть о таком словосочетании, как украинский призер Игр. Ведь если не дают на спорт высших достижений, что уж тогда говорить о спортшколах?

Герои Белых игр

Словно в подтверждение мысли о том, что спортивная Украина до сих пор живет за счет достижений еще предыдущей страны — СССР — сухая статистика. Наибольшего успеха спортсмены достигли на Олимпиаде 1994 г. в Лиллехаммере (Норвегия). Тогда Оксана Баюл продолжила победную традицию одесской школы фигурного катания. Напомним, что на предыдущей Олимпиаде-1992 во французском Альбервилле золотую медаль выиграл одессит Виктор Петренко, представлявший объединенную команду СНГ. Первое же олимпийское золото независимой Украины посчастливилось завоевать именно Баюл. В женских одиночных соревнованиях в фигурном катании украинке равных не было. Уступили даже такие признанные лидеры мирового спорта, как американка Нэнси Керриган и Чэнь Лу из Китая. Впрочем, назвать неожиданной эту победу нельзя. Ведь почти за год до олимпийского старта, на чемпионате мира-1993, Баюл также была вне конкуренции, завоевав награду высшей пробы. А вот вторая украинская медаль Игр в Норвегии — бронза Валентины Цербе — была действительно из разряда приятных неожиданностей, даже сенсаций. Тогда она уступила лишь белорусской спортсменке Светлане Парамыгиной и признанному фавориту соревнований — канадке Мариам Бедар, выигравшей обе индивидуальные гонки в Лиллехаммере. Кстати, в том году Украина заняла 13-е место в самом престижном на Играх общекомандном зачете. Ведь Олимпиада — это прежде всего соревнование наций, а не отдельных спортсменов. Это достижение и поныне остается самым большим успехом в истории отечественного зимнего спорта.

Спустя четыре года была завоевана только одна медаль, а в общекомандном зачете сборная опустилась на 18-е место. И хорошо, что вообще попала туда. Произошло это благодаря биатлонистке Елене Петровой, которая в индивидуальной гонке на 15 км уступила лишь болгарке Екатерине Дафовской, обойдя всех остальных лидеров, включая тогда просто знаменитую, а ныне уже легендарную немку Уши Дизль. Тот серебряный успех, кстати, был ожидаем, и к нему были весомые предпосылки накануне норвежских Игр. Всего за свою карьеру Елена завоевала шесть бронзовых медалей и четыре серебряных на чемпионатах мира, а также золото, два серебра и две бронзы — на чемпионатах Европы.

На этом наметившаяся было традиция завоевания наград на зимних Играх прервалась. Олимпиада-2002 в американском Солт-Лейк-Сити не принесла украинцам поводов для радости и гордости за своих спортсменов. Но уже в 2006-м страна вновь оказалась в числе медалистов и в списке общекомандного зачета — теперь на 25-м месте. Случилось это благодаря двум бронзовым наградам. И первая из них, бронза, завоеванная в шестой соревновательный день в спринте на 7,5 км биатлонисткой Лилией Ефремовой, была из разряда суперсенсаций. Ведь до этого спортсменка ни разу не поднималась на пьедестал почета даже на чемпионатах мира, довольствуясь наградами на гораздо менее престижном европейском первенстве, где выступают молодые спортсмены и дублеры основной команды. И даже там она не могла выиграть хотя бы одну гонку, довольствуясь тремя серебряными и двумя бронзовыми наградами. В итоге — бронза американских Игр стала главной и самой неожиданной наградой в карьере спортсменки.

Совсем другой путь к своей награде проделали танцевальный дуэт из Одессы Елена Грушина и Руслан Гончаров. Словно продолжая традицию своих славных земляков первой половины 90-х, представители знаменитой школы фигурного катания этого города, начав выступать в сезоне 1993-94, десять лет оставались без наград, то очень близко подходя к пьедесталу, то безумно от него отдаляясь. До поры до времени единственным их утешением были победы на чемпионатах Украины и Универсиаде, а также одиночные успехи на коммерческих соревнованиях вроде Skate America. Но за два года до Олимпиады случился прорыв и на главных соревнованиях. В сезоне 2003/04 на чемпионате Европы украинцы стали бронзовыми призерами, а на мировом первенстве — четвертыми. Через год, соответственно, вторыми и третьими. И наконец, бронза на Олимпиаде. Заслуженная, добытая, что называется, потом и кровью. Кстати, эта была их последняя награда в спорте. Карьеру они завершили сразу после Игр.

Эта медаль до сих пор остается последней для всего украинского зимнего спорта на Олимпиадах. И света в конце туннеля не видно.

Что дальше?..

Исходя из голой статистики, можно сделать однозначный вывод: в Украине есть два более или менее успешно развивающихся зимних видов спорта — биатлон и фигурное катание. Впрочем, далеко не все так однозначно. К примеру, есть определенные успехи во фристайле (на медали Игр в разные годы могли претендовать Станислав Кравчук и Энвер Аблаев), лыжных гонках (Валентина Шевченко), санном спорте (Лилия Лудан). Когда-то были определенные надежды в хоккее, где мужская сборная Украины участвовала в Играх-2002 в Солт-Лейк-Сити. Впрочем, все это, опять же, как и в фигурном катании и биатлоне, индивидуальные случаи, отнюдь не показывающие успехи системной работы федераций в этих видах спорта или достижений какой-либо комплексной программы.

А ведь если закрыть глаза на разовые успехи, ситуация с каждым годом становится все более и более критической. В большинстве видов спорта основная проблема — материально-техническая. И если у представителей некоторых видов есть свои базы (изрядно устаревшие и уже давно не отвечающие никаким требованиям международных федераций), то у некоторых их просто не было отродясь. Так, в Вышгороде (Киевская обл.) еще в 80-е советская власть пыталась построить санно-бобслейную трассу, но ее так и не довели до конца и не провели ни одного соревнования. Сейчас эта стройка заброшена, а потенциальная трасса гниет. Что примечательно, это не помешало Украине иметь собственных очень перспективных спортсменов, которые время от времени «выстреливают» на различных стартах, включая этапы Кубка мира. Кстати, главный внутренний старт (чемпионат Украины по санному спорту) Федерация проводит в латвийской Сигулде, на трассе, отвечающей всем международным стандартам. Разумеется, при этом платятся огромнейшие деньги из государственного бюджета на переезды, проживание, питание и аренду трассы.

А вот бобслей в Украине в последние годы не развивается в принципе. Если еще на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити команда была представлена в этом виде программы, то затем наши спортсмены исчезли из поля зрения. Не проводится и национальный чемпионат по бобслею, хотя Федерация существует.

Чуть лучше ситуация с биатлоном. Если в Чернигове есть лыжный стадион, где спортсменки могут только оттачивать технику и увеличивать скорость, то в закарпатском Тысовце спортсмены могут даже пострелять. Там оборудован именно биатлонный стадион, некогда полностью отвечавший всем требованиям, но опять же сейчас используемый только для внутренних нужд нашей сборной. О соревнованиях международного уровня в Украине приходится только мечтать.

С другой стороны Карпат, в Ивано-Франковской области, развивается такой пока еще экзотический для нашей страны вид спорта, как прыжки на лыжах с трамплина. Экзотический он опять-таки, если судить по результатам спортсменов на международной арене. Точнее, по их полному отсутствию — спортсменов и результатов. Тем не менее здесь он развивается в трех городах: Надворная, Верховина и Ворохта. Во время новогодне-рождественских праздников верховинцы получили хороший подарок в виде обновленной учебно-спортивной базы отделения Национального олимпийского комитета в Ивано-Франковской области «Черемош» и два трамплина на 10 м и 20 м с искусственным покрытием. Какова судьба трамплинов в Ворохте и Надворной, пока неизвестно. Весь вопрос — опять же — упирается в финансирование.

Вместе с тем сейчас, благодаря крупнейшему в Украине комплексу трамплинов, состоящему из трех трамплинов и канатной кресельной дороги, Ворохта является центром подготовки украинских спортсменов сразу по трем зимним видам спорта: прыжкам с трамплина, биатлону и лыжным гонкам. Благодаря же искусственному покрытию, трамплины работают круглогодично. О потенциале зимнего курорта в Ворохте свидетельствует и то, что советская власть именно в этой зоне зимнего отдыха начала строительство Олимпийского горнолыжного комплекса, который, опять же, к сожалению, не был достроен из-за распада СССР.

Исходя из всего вышеперечисленного, отметим, что потенциал есть громадный. И по базам, и по наличию инфраструктуры. Вот только модернизировать уже существующие объекты и доводить до ума те, которые в силу разных причин ранее не были достроены, пока некому. Кто знает, возможно, борьба Украины за право проведения Олимпиады-2022 позволит реанимировать эти объекты. Причем вне зависимости от исхода голосования по столице будущих зимних Игр.

Отдельно стоит сказать и о ледовых дворцах. Главный из них — киевский Дворец спорта — на данный момент находится на реконструкции. В ближайшее время его планируют использовать как главный пресс-центр чемпионата Европы по футболу 2012 г. Вместе с тем стоит надеяться, что чиновники вспомнят о его истинном предназначении (когда-то он использовался в качестве домашней арены хоккейного клуба «Сокол» в матчах чемпионата СССР, а затем и в различных постсоветских хоккейных лигах) и профинансируют модернизацию ледовой площадки и холодильной установки. С тем, чтобы не только помещения дворца, но и его ледовая арена соответствовали бы высшим мировым стандартам.

Кстати, относительно большими по числу зрителей ледовыми аренами также являются Дворец спорта «Метеор» в Днепропетровске и одесский Дворец спорта. Но если в Днепропетровске еще в конце 2009 г. проходил чемпионат Украины по фигурному катанию, то в Одессе лед не заливали уже достаточно давно, предпочитая соревнования по борьбе, боксу, бодибилдингу, восточным единоборствам и баскетболу. Хоккейной же команды ни в Днепропетровске, ни в Одессе нет, и никаких предпосылок к их созданию не предвидится.

P.S.

Радикально изменить ситуацию в ближайшее время вряд ли удастся. Во всяком случае, к этому нет никаких предпосылок. А урезание бюджета на треть, с чего мы, собственно, и начинали,— верный признак того, что «пациент скорее мертв». Единственная надежда, опять же, Олимпиада-2022. Вот только есть ли у Украины реальные шансы заполучить Игры? При таком отношении к делу получить реальные (а не показушные для господина Рогге) результаты и иметь реальные перспективы — шансы почти ничтожные. Разве что чиновники МОК проявят верх благородства и снисходительности к развивающейся новой спортивной супердержаве и поверят в ее недюжинный потенциал…

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи