Демократы давят судей

no image

Люди, пытающиеся реформировать наши суды на основе ценностей западных демократий, сами внутренне не являются носителями этих ценностей. Именно поэтому против наших судей ныне свободно применяются самые разные приёмы, за которые на Западе любому политику или общественному деятелю оторвали бы голову. Чтобы по-настоящему что-то изменить в нашем обществе, мы все должны признать, что мы все варимся в одном огромном котле с грязью. Чистеньких и незапачканных среди нас нет. Мы должны всем обществом — как одна команда — вычищать грязь из котла, а не с остервенением избивать друг друга и топить в грязи ещё глубже.

На этой неделе президент Пётр Порошенко должен внести в парламент проект изменений в Конституцию в части судебной реформы. Эта реформа уже давно напоминает оголённый зубной нерв — боли и страданий очень много, а толку практически никакого. Проблема в том, что на данном документе сосредоточено очень много внимания, сил и энергии серьёзных интеллектуалов нашей страны. Хотя уже сейчас понятно, что всё это растрачивается попусту и ни во что не выльется.

В том виде, в котором судебная реформа идёт сейчас, она не просто не состоится — она самим своим фактом наносит колоссальный вред всему нашему обществу. Прежде всего — из-за огульной и тотальной дискредитации наших судов и судей, ведущей к утрате нашими гражданами веры в то, что в нашей стране можно цивилизованным путём добиться справедливости. Это может стать финальным аккордом для нашего и без того стремительно разваливающегося общества.

Предпосылок для судебной реформы на данный момент нет — если не считать за эти предпосылки сумасшедшее давление западных стран, желающих установления в Украине выгодных себе и понятных для себя правил игры. А так… Среди самих реформаторов сегодня нет единства, понимания и доверия — там большой разнобой мнений и нет даже намёка на поиск взаимопонимания. Самое интересное, что нет единства, понимания и доверия среди представителей судейского корпуса — он сегодня очень разрознен. И даже огульная дискредитация судей и, как следствие, повальное несправедливое отношение к ним не способны их объединить. При этом градус доверия между реформаторами и судьями – нулевой и это подтверждается с обеих сторон.

Всё это осталось умножить на апатию и глубокую внутреннюю усталость нашего общества — от войны, от невыполненных ожиданий, от рухнувших надежд, от надоевших реформ, от беспросветного будущего и т. д. Общество с такими внутренними настроениями уже никому не доверяет. А ведь доверие, энтузиазм и вдохновение украинцев — это главное топливо для реформ в Украине. В этом должны в первую очередь отдавать себе отчёт реформаторы, если они реально хотят оздоровить ситуацию в нашей стране.

Реформаторы не соответствуют европейским стандартам

Реформаторы же в основной своей массе глубоко убеждены, что репутация прозападных деятелей автоматически делает их носителями ценностей западного мира — верховенства права, торжества законов и т. д. Но в действительности кроме своей репутации им нечего предъявить — сами их действия на пути реформ свидетельствуют о том, что они являются носителями западных ценностей исключительно на словах. И судебная реформа тут — отличная иллюстрация.

Так, судебные реформаторы (и в первую очередь это касается общественных организаций) отмалчиваются по поводу откровенно неправдивых выступлений премьера Арсения Яценюка, что в Украине — 9 тыс. коррумпированных судей. Никто не инициировал пресс-конференции по этому поводу, никто не сказал, что премьер-министр не имеет права делать такие заявления в цивилизованной стране – не говоря уже о том, чтобы занимать в ней свою должность после таких слов. Работает принцип молчаливого согласия – раз реформаторы молчат, значит, они согласны с Яценюком.

Следовательно, они и не собираются строить правовое государство по западному образцу. Ведь такое государство начинается с того, что сами реформаторы на своём примере демонстрируют уважение к закону и верховенству права. Наши же реформаторы больше демонстрируют стремление додавить исключительно своё видение очищения судебного корпуса. Тут уж не до ценностей западного мира.

Но есть ещё одна ситуация, вступающая в жёсткое противоречие с ценностями западных демократий. Сегодня ВР не голосует за избрание и увольнение судей — из-за того, что не может проверить их на предмет коррупции. Как следствие, в парламенте накопилось 253 судей, ждущих своего увольнения, и 547 судей, ждущих своего избрания. Одних зарплат этим бездействующим судьям, по данным замглавы Высшего админсуда Михаила Цуркана, выплачено уже около 200 млн. грн. Помимо этого, такая ситуация негативно сказывается и на работе отдельных судов страны, где образовался огромный кадровый голод.

В первую очередь речь идёт об админсудах, которые рассматривают любые споры граждан против власти, в том числе — избирательные и налоговые споры. Ну и о каком качестве работы судов можно говорить, когда в важнейшем Окружном админсуде (ОАС) Киева по штату 51 судья, а реально работает 19 судей — 23 их коллеги застряло в парламенте, а ещё 7 – в Высшей квалифкомиссии судей (ВККС)? То же касается и Ивано-Франковского, Харьковского и Ровенского ОАС, а также ряда других. Всего же только по системе админсудов в парламенте ожидают своего избрания 162 судьи. Вместе с теми, которые ещё находятся в ВККС, это составляет почти пятую часть судейского состава админсудов — 221 человек.

Вся эта история длится ещё с осени 2013 г., когда парламенту из-за начала революционных событий стало не до судейских вопросов. А с весны 2014 г. ситуация приобрела другой окрас — к судьям критически упал уровень доверия со стороны Майдана и новой власти. Из-за этого за судейские кадры перестали голосовать в ВР — до выяснения обстоятельств, насколько эти судьи лояльны к прежней власти, какое у них имущество, насколько они добросовестно работали и т. д.

До текущего момента было всего два голосования по судейским кадрам в ВР: в самом конце 2014 г. было результативное голосование за выход некоторых судей в отставку, а летом 2015 г. — за бессрочное избрание некоторых судей (по данным «i», в этом были крайне заинтересованы некоторые ключевые представители нынешней власти). Но эти голосования проблему в целом не решили — дела 800 судей продолжают лежать в парламенте мёртвым грузом. Ну и финальный аккорд — парламент сегодня не голосует даже за увольнения судей, против которых вступили в законную силу обвинительные приговоры (4 судьи по представлению Высшего состава юстиции (ВСЮ) в новом составе и 7 судей по представлению ВСЮ в прежнем составе).

Самое интересное, что, согласно действующему законодательству, ВР не может не удовлетворить представление ВСЮ на увольнение судьи или представление ВККС на избрание судьи. То, что кадровые вопросы судей не голосуются, нельзя квалифицировать иначе, чем политическое давление парламента на судебную систему. Но реформаторы, которые на всех углах говорят о необходимости полного устранения политического давления ВР и президента на судей, обо всём этом категорически молчат. Ну и где тут закон и западные ценности?

Вся эта история усугубилась ещё и недавним предложением спикера ВР Владимира Гройсмана избрать на эти 800 открытых в судах вакансий совершенно новых судей, прошедших специальный конкурсный отбор. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Суды проявили неожиданное единение и массово заявляют свои протесты против этой инициативы, называя её категорически неконституционной и незаконной.

Это всё — к вопросу о демократических стандартах и западных ценностях. Если реформаторы декларируют приверженность демократическим стандартам, то все их действия, высказывания и поступки должны прямо сейчас базироваться только на этих стандартах. Только в этом случае можно требовать от других, чтобы они тоже соответствовали демократическим стандартам. Ну а если всё обстоит строго наоборот, то те же судьи имеют право на естественную самооборону.

Как быстро и эффективно провести любую реформу в Украине

Провести судебную реформу в Украине очень легко. Во-первых, нужно полностью снять фокус внимания с громоздких изменений в Конституцию — в нынешнем составе ВР 226 голосов найти большая проблема, не то что 300. Такая реформа — мертворожденная изначально. Во-вторых, нужно выйти на понимание реформы с верных и реалистичных отправных точек.

Реформы сегодня возможны только в условиях полного доверия между обществом, реформаторами и реформируемой сферой. В рамках всестороннего доверия и понимания в нашем обществе можно многое и быстро изменить к лучшему — без всяких непозволительно долгих законодательных процедур. У нас нет времени сидеть и долго ждать от парламента красивых европейских законов. Градус неприязни, ненависти и агрессии между миллионами украинцев сегодня таков, что наше общество уже разваливается и катится к ещё большему развалу в самое ближайшее время. Наша ненависть друг к другу и наша неспособность уживаться друг с другом — это исключительно внутренняя проблема нашего общества. И решать её нам нужно всем сообща — единой ударной командой. Особенно всем тем людям, чьё сердце искренне болеет за судьбу нашего общества и жаждет перемен к лучшему.

Самое важное, что такие люди есть и среди общественных организаций, и во власти, и среди судей, и среди журналистов, и среди очень многих других представителей нашего общества. Нам не с кем сражаться — мы все хотим одного и того же: счастливо жить в здоровом и гармоничном обществе. Но нам мешает то, что мы только и делаем, что боремся друг с другом: реформаторы с судьями, судьи — с реформаторами, а общество при этом люто ненавидит и тех, и других.

Направить реформаторский процесс в верное русло можно только в том случае, если мы все будем стремиться не выплёскивать наружу только своё мнение вместе с внутренней злобой и ненавистью, а искренне стремиться в первую очередь понимать других людей (особенно – врагов и оппонентов) и завоёвывать их доверие. Если реформаторы поймут судей, а судьи поймут реформаторов, они будут в шоке – на самом деле они союзники и у них нет противоречий. В этот момент и начнётся быстрая и сверхрезультативная судебная реформа — на благо всего общества.

Нам всем нужно учиться понимать друг друга, доверять друг другу, справедливо относиться друг к другу и беспристрастно оценивать друг друга. Сделать это можно только через беспощадную внутреннюю работу с самим собой, а не через яростную войну с окружающим миром. Это и есть настоящая люстрация, и только через такую люстрацию можно вычистить всю грязь из нашего общества.

Редакция «i» благодарит пресс-службы Высшего хозсуда, Высшего админсуда и Высшего совета юстиции за предоставление фактологического и статистического материала.


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
5 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
9 лет назад

Отличная статья;)! Спасибо ;)!!

9 лет назад
Ответить на  Anna Bond

Пожалуйста) Хотя я предпочитаю, чтобы меня яростно критиковали — в спорах рождается истина)

9 лет назад

Це великою мірою стосується і скоропостижноі реформи прокуратури. Але що поробиш маємо те що маємо. Стаття правильнаСПБ автору.

9 лет назад
Ответить на  Kalinichenko Nik

К сожалению, всё это сегодня касается всех без исключений реформ в нашем обществе. Все считают только своё мнение правильным, никто не слушает друг друга и все пытаются давить исключительно свою линию. И самое главное — ещё и повально утверждают, что действуют исключительно на благо общества)
Нам нужно учиться понимать друг друга и слышать друг друга, а не только себя любимого.
А о прокуратуре я немного писал — там очень унылая обстановка в связи с этой реформой. На эту реформу тоже зашли с неверных исходных пунктов: http://politika.eizvestia.com/full/622-vlast-vybrasyvaet-lyudej-na-ulicy

9 лет назад
Ответить на  Kalinichenko Nik

К сожалению, всё это сегодня касается всех без исключений реформ в нашем обществе. Все считают только своё мнение правильным, никто не слушает друг друга и все пытаются давить исключительно свою линию. И самое главное — ещё и повально утверждают, что действуют исключительно на благо общества)
Нам нужно учиться понимать друг друга и слышать друг друга, а не только себя любимого.
А о прокуратуре я немного писал — там очень унылая обстановка в связи с этой реформой. На эту реформу тоже зашли с неверных исходных пунктов — я писал об это в статье от 18 октября с. г.

Все статьи