Чтобы реформа местного самоуправления перестала быть фикцией, она должна на первое место поставить людей и их внутренний мир. Повальные ненависть, злоба и апатия, переполняющие наших граждан, не оставляют ни единого шанса для будущего нашей страны — тут уж не до финансирования общин и объёма их полномочий.
Как вдохновить украинцев работать на благо общества и своей общины — этот вопрос сегодня полностью вычеркнут из реформы местного самоуправления и процесса децентрализации. Власть сконцентрирована исключительно на создании управленческих инструментов и поиске ресурсов для местных общин — как будто за людьми на местах дело не постоит. А ведь всё с точностью до наоборот: подавляющее большинство украинцев сегодня демотивированы, подавлены, разочарованы и обозлены. Они и в мыслях не держат работать ради какого-то там общества или общины.
Поэтому реформа местного самоуправления и процесс децентрализации сегодня обречены на провал — во всяком случае, в том виде, в котором они представлены на данный момент. И это несмотря на то, что речь идёт об одной из крайне редких реформ, которой даже есть чем похвастаться по итогам 2015 г. Более того, реформа местного самоуправления настолько ушла в отрыв от ряда других реформ, что последние вынуждены фактически безальтернативно подстраиваться под уже предпринятые шаги в рамках реформы местного самоуправления. Это в первую очередь касается сверхважных для нашего общества реформ образования и здравоохранения.
Казалось бы — где же тут провал, если есть результаты? Провал состоит в том, что реформаторы полностью вынесли за скобки людей — простых украинских граждан, а также их внутренний настрой, переживания, желания, эмоции, страдания, боль, готовность работать на благо своей общины и т. д. Как следствие, оставлена без внимания ключевая проблема современной Украины – как вдохновить и воодушевить украинцев работать на благо общины и общества? И финансовые потоки вместе с властными полномочиями играют тут далеко не первую скрипку — как бы крамольно это не звучало.
Если люди будут вдохновлены на деятельность во имя интересов и на благо общины, то многие реформы там произойдут без всяких законодательных изменений и даже без бюджетных вливаний. Вдохновлённые люди не просто способны решать сложные задачи – они способны на невозможное. Это сумасшедшей силы ресурс, который перевешивает всё остальное. И наоборот — демотивированные, апатичные и ни во что не верящие люди, обладающие ещё и пёстрым букетом из плохих внутренних состояний, способны похоронить любые реформаторские начинания – в кратчайшие сроки и со знаком качества. Даже если за этими начинаниями будут стоять суперпрофессионалы, оснащённые по последнему слову науки и техники. Именно это мы сейчас и наблюдаем, причём не только в отношении реформы местного самоуправления.
Реформа местного самоуправления и децентрализация — версия власти
Данная реформа ведёт свой отсчёт с апреля 2014 г., когда правительство, пришедшее к власти на гребне майдановских событий, приняло концепцию реформирования местного самоуправления. С тех пор и по сей день это направление — одно из приоритетных в программе деятельности Кабмина.
Сама же реформа осуществляется в двух плохо связанных между собой плоскостях. Так, через парламент с большим скрипом, скандалами и спорами движется (если уже не намертво застопорился) президентский законопроект №2217а, вносящий изменения в Конституцию в части децентрализации власти. Теоретически именно этот документ должен был стать основой для дальнейшего хода реформы местного самоуправления, в том числе – для принятия многочисленных новых законов. Но на практике всё выглядит совершенно по-другому: законы, связанные с реформой местного самоуправления, принимали и вводили в силу в течение всего прошлого года (см. справку).
Да, первый замминистра регионального развития Вячеслав Негода рассказал «i», что все эти законы разрабатываются в контексте идей, заложенных в конституционных изменениях. Но ведь гарантий принятия этих изменений нет никаких! И уж тем более нет никаких гарантий принятия их в том виде, в каком они есть сейчас. Именно поэтому законы живут своей жизнью, а конституционные изменения — своей.
Но это ещё полбеды. И если честно — это даже вообще не беда, потому что в Украине невозможно добиться значимых общественных изменений через принятие законов. У нас много говорят о законах, на них сфокусировано сверхизбыточное внимание общества, но при этом до сих пор в Украине нет примеров успешных реформ, проведённых именно через законы — «i» неоднократно писали об этом в прошлом году (см., к примеру, статью об особенностях нашего менталитета или о проблемах законотворческой работы Верховной Рады).
Главная беда начинает проявляться именно тогда, когда часами послушаешь выступления людей, ответственных за реформу местного самоуправления, и ознакомишься с самыми разными тематическими документами. О деньгах и властных полномочиях ответственные лица говорят без остановки. Но при этом они совершенно молчат о том, как включить граждан в заботу о своей общине, как вдохновить их на это, как сделать участие граждан в жизни своего населённого пункта или района неотъемлемой и важнейшей частью их жизни и т. д.
Всё это проистекает из мировоззрения подавляющего большинства людей, находящихся сегодня при власти — как на центральном, так и на местном уровне. Для них деньги и власть являются наивысшими ценностями в жизни. И они не могут себе представить, как в жизни что-то можно сделать без денег и властного ресурса. Да и жизнь для них преимущественно в том и состоит, чтобы стремиться к деньгам и власти — ничего другого особо примечательного там и не происходит. Разве что можно добавить славу, амбиции и известность, но это часто идёт в одном пакете с деньгами и властью.
Это не всегда означает, что люди, осуществляющие сегодня реформы, только и думают о том, чтобы деньгами набивать свои карманы. Это всего лишь означает, что они представить не могут, что кого-то ещё может интересовать что-то другое, кроме денег и власти. Вдохновение, воодушевление и схожие вещи — это пустой звук для людей, мыслящих исключительно в категориях денег и власти. Вот и получаем на выходе реформу людей при власти для людей при власти. Но в стране есть же ещё и миллионы других украинцев.
Реформировать общество людей — это не переставлять фигуры по доске
А наше общество взрослеет — пусть и через сумасшедшую боль и огромные страдания. Наше общество взрослеет, кажется, даже вопреки своей собственной воле и это уже никак не получится проигнорировать. Объём наших желаний вырос настолько, что мы уже неспособны его удовлетворить деньгами и властью – нам хочется большего. Именно поэтому на первый план выходит сегодня раскрытие наших исконных духовно-нравственных ценностей, в том числе — ощущение работы на благо общества, а также доверия и благодарности со стороны других людей.
В этом смысле политики, чиновники, общественные деятели и прочая условная элита нашего общества заметно отстаёт от внутренних потребностей своего же народа. Наша элита, к примеру, глубоко убеждена, что реформы в нашей стране, а также какие бы то ни было другие преобразования можно осуществить только силами власти либо же при её доминирующем участии. Это уже далеко не так – осуществить реформы можно только коллективным, согласованным и гармоничным действием большинства членов нашего общества, в том числе — и власти.
Но в первую очередь сами украинцы должны вдохновиться реформами и осуществлять их своими руками каждую секунду своей жизни. Ну и как их мобилизовать на это? Как их заинтересовать в этом? Как их убедить в этом? В публичной плоскости эти вопросы никто не задаёт. Во всяком случае, не риторически, а как краеугольные вопросы нашей государственной политики.
Так начинается необратимый отрыв власти от общества, но он на этом не заканчивается. Убеждённость, что реформы в стране можно проводить только силами власти или силами элиты общества, приводит к тому, что реформаторы начинают относиться к обществу как к игре в шахматы. Их действия создают впечатления, что они реформируют не живое общество живых людей, а некие бездушные и абстрактные шахматные фигуры.
Именно поэтому на первый план в реформах выходят финансирование, властные полномочия, а также прочие административно-управленческие, организационные и хозяйственные вопросы. Мол, если передадим полномочия и финансирование на места, то жизнь там начнёт складываться к лучшему. Пусть не сразу и не во всём, но главное — к лучшему. Но кто воспользуется всем этим и для кого это всё в итоге делается?
Именно поэтому печально, что вне поля зрения реформаторов остаются сами украинцы — чем они живут, что у них болит, в чём первопричина этой боли и как с ней справиться. Ответов на эти вопросы у людей при власти нет, но это их, честно говоря, не сильно и заботит. Как следствие, практически все реформы автоматически лишаются сколь-либо надёжного фундамента. Ведь если ты не понимаешь и не ощущаешь страданий общества, то ты перестаёшь с ним говорить на одном языке. И градус непонимания только накаляется. Это болезнь практически всех преобразований, затеянных в Украине нынешней властью и общественными организациями.
В нашей стране можно успешно отреформировать только самого себя
Основоположный замысел реформы местного самоуправления и децентрализации не просто верен, но и имеет первоочерёдное значение для всех нас: дать самим людям как можно более широкие возможности строить и решать свою собственную судьбу и судьбу своей общины. Но путь реализации этого замысла избран такой, что он просто не может привести к успеху в украинских реалиях.
Практически все реформы в Украине сегодня игнорируют самое важное — те самые миллионы украинцев, ради благополучия которых эти реформаторские процессы, собственно, и затеваются. Какую реформу не возьми, там речь идёт о написании концепций, планов и стратегий; о наработке законодательной базы; о создании новых органов; о распределении функций и полномочий во власти; о финансировании реформаторских шагов и т. д.
Но вообще никто не говорит о главной угрозе для будущего нашей страны — глубочайшем внутреннем кризисе в сердцах и умах практически всех членов нашего общества. Этот кризис достиг уже таких размеров, что мы утратили способность мирно и гармонично уживаться в рамках одной страны. Данная первоочерёдная проблема повсеместно вынесена за скобки — как будто принятие законов и их вступление в силу автоматически гармонизируют и умиротворят ситуацию в Украине. Вовсе нет — любые действия, не направленные на снижение сумасшедшего накала эмоционально-психических страстей в нашем обществе и на устранение их первопричин, являются потерей времени и ложным путём.
Всё это — чёткий сигнал для самих граждан, что реформы не придут сверху. Наверху не знают, что делать с нашим обществом — тут нужно честно и смело смотреть правде в глаза. Реформы сегодня возможны только снизу – каждый сознательный украинец способен сделать в них вклад прямо сию же секунду. Для этого, во-первых, мы должны коллективно перестать ждать некоего «доброго дядю», который придёт и всё сделает за нас в нашей стране. И, во-вторых, нужно прекращать чихвостить и обвинять в своих невзгодах кого угодно, кроме самого себя.
Если в твоей жизни что-то идёт не так и ты чем-то недоволен, то это твоя и только твоя персональная проблема. Проблема твоего личного угла зрения на себя, других людей и окружающий мир.
И нет ничего более весомого и существенного, что можно было бы сделать на благо и в интересах своего общества, чем разобраться со своей жизнью и со своим незрелым углом зрения на неё. Именно тогда появится шанс увидеть жизнь такой, как она есть на самом деле, а не такой, какой она видится через призму наших личных страхов, обид, печалей, злости и ненависти.
Суть реформы местного самоуправления и её результаты в 2015 г.
Три ключевые направления реформы местного самоуправления:
- Региональное развитие (создание благоприятных условий для развития территориальных общин и регионов; главная цель – чтобы все вопросы, которые должны решаться на местах, решались именно там).
- Финансовые возможности (у местных властей должны быть достаточные финансовые ресурсы, чтобы решать все местные проблемы, не ожидая помощи от правительства или центральных органов исполнительной власти).
- Эффективность и прозрачность (мало просто дать полномочия и финансы местным органам власти – последние должны предоставлять общине качественные услуги; их деятельность должна быть открытой и находится под контролем жителей общины).
Что было достигнуто в 2015 г.:
- В 2015 г. принят целый пакет законов и правительственных актов, которые дали старт децентрализации. Особое достижение – фискальная децентрализация, благодаря которой в лучшую сторону изменились межбюджетные отношения и наполнение местных бюджетов. В 2015 г. местные бюджеты увеличились на 42,5% (за январь-октябрь) – по сравнению с 2014 г. (с 56,2 млрд. грн. до 80 млрд. грн.). С 2016 г. местные общины переходят на прямые межбюджетные отношения. Помимо этого, правительство предоставило 2,9 млрд. грн. для реализации региональных проектов (около 850 проектов, которые до конца 2015 г. в основной своей массе должны быть сданы в эксплуатацию). Происходит также отраслевая децентрализация – передача полномочий местному самоуправления (например, передача на местный уровень полномочий Государственной архитектурной инспекции).
- Принят ряд законов по межмуниципальной консолидации:
– закон о сотрудничестве территориальных общин;
– закон о добровольном объединении общин и их функционировании;
– блок законодательства по вопросам регионального развития (разработан в сотрудничестве с Евросоюзом с ЕС).
Сейчас строится целая система стратегий регионального развития, в том числе – государственные стратегии регионального развития, государственный фонд регионального развития и т. д. Все эти шаги – в рамках действующей Конституции. Но ряд заданий – в красной зоне, поскольку они проистекают из изменений в Конституцию. Системная и комплексная реформа невозможна без изменений в Конституцию. Только в этом случае её можно осуществить на всех уровнях местной власти. Главная проблема – изменение статуса госадминистраций.
- Наработано несколько проектов базовых законов: законопроект о префектах; законопроект о местном самоуправлении. Всё это — уже в разрезе грядущих изменений в Конституцию (законопроект №2217а, принят в первом чтении).
- Наработана организационная и правовая база для проведения реформы. Созданы офисы поддержки реформы в областях, а также перспективные планы по объединению общин. Появились первые объединённые территориальные общины. Так, более 6 тыс. (из 11 тыс. существующих) территориальных общин приняли решения об объединении. 793 общины уже объединились в 159 общин и в таком формате проводили местные выборы. В конце 2015 г. в новых общинах проходили уже первые сессии местных советов, процесс регистрации, создание исполнительных органов и подготовка бюджета на 2016 г. Такого рода объединённые общины существуют уже фактически во всех областях страны. Главное задание – чтобы эти общины начали работать на полную мощь и стали примером для всех остальных, кто сомневается или не успел принять решение.
Источник: Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства