Эксперты рассказали, какие факторы повлияют на решение власти о проведении седьмой волны мобилизации в Украине в 2016 году
В Украине вновь заговорили о мобилизации. Поводом стало сообщение Генерального штаба от 17 ноября, согласно которому седьмая волна мобилизации в Украине ожидается не ранее начала следующего года.
Однако заявление Генштаба не означает, что седьмой этап мобилизации обязательно пройдет в следующем году. Решение о ее проведении утверждает президент Украины, а Генштаб сейчас сосредоточен на привлечении в ряды Вооруженных сил военнослужащих-контрактников, имеющих соответствующий опыт. Так что в ГШ на вопросы по поводу сроков проведения мобилизации отвечать пока не готовы. “Седьмая волна мобилизации будет проводиться только после соответствующего указа президента Украины. Когда он будет, мне неизвестно. В 2015 году седьмая волна не планируется”, – говорит спикер Генштаба Владислав Селезнев.
Напомним, шесть волн мобилизации Украина перенесла в 2014-м и 2015 годах. Каждый год военные должны проходить ротацию, а время замены мобилизованных в четвертую волну (январь-апрель 2015 года) наступает как раз в начале 2016-го.
По словам спикера Генштаба, седьмая волна мобилизации, если она состоится, пройдет по тем же правилам, что предыдущие волны. “Ничего в законодательстве Украины в части касательно проведения мобилизации (сроков, порядка, категории), насколько мне известно, на сегодняшний день не поменялось”, – сказал Владислав Селезнев. Таким образом, мобилизации, как и раньше, подлежат военнообязанные лица в возрасте от 25 до 60 лет.
“Сегодня.ua” решил разобраться, от чего будет зависеть принятие решения о седьмой волне мобилизации и что должно произойти, чтобы ее не было.
Предыдущий опыт мобилизации
За все время конфликта на востоке Украины страна пережила шесть волн частичных мобилизаций. Последняя из них завершилась 17 августа 2015 года.
В этом же году возобновился и призыв на срочную службу, который был отменен в Украине в мирное время, в 2013 году, когда Киев объявил курс на создание профессиональной контрактной армии. Однако вскоре после начала конфликта на Донбассе, в апреле 2014 года, тогдашний исполняющий обязанности президента Украины Александр Турчинов подписал указ о возобновлении призыва в армию. В 2014 году призыв срочников так и не был проведен, но были проведены три волны мобилизации.
По итогу трех первых волн, количество военных в ВСУ выросло почти в два раза: с 130 тысяч до 232 тысяч человек. В 2015 году был принят закон об увеличении ВСУ до 250 тысяч человек.
На 2015 год также было запланировано три волны мобилизации – четвертая, пятая и шестая, в которые власти рассчитывали провести ротацию призванных в первые три волны мобилизированных солдат. Отправить в зону боевых действий по плану должны были от 50 до 104 тысяч человек.
В январе 2015 года стартовала четвертая волна, пятая — в апреле, шестая началась в июне и завершилась в августе. Интересно, что весенний призыв на срочную службу в 2015 году проходил параллельно с мобилизацией. Осенью же, во время второго призыва срочников, мобилизацию не объявляли.
Как известно, в последнюю, шестую волну план удалось выполнить лишь на 60%. Уклониться от службы пытались в общей сложности 27 тысяч человек.
История мобилизационных волн в Украине показывает: с каждой новой мобилизацией в зону боевых действий отправляют все меньше добровольцев и все больше тех, кто не хочет воевать. Если первые волны были ознаменованы патриотическим подъемом на фоне недавней Революции Достоинства, многие шли воевать добровольцами, возникло огромное количество волонтерских организаций, которые наладили снабжение добровольческих батальонов и частей ВСУ, то сейчас не то что добровольцев – “неоткосивших” военнообязанных днем с огнем не сыщешь. В последнюю волну отчаявшиеся военкомы даже пошли на то, что отдавали повестки в супермаркетах, на работе, в общественном транспорте.
По предварительным прогнозам, седьмую волну мобилизации стоит ожидать в начале 2016 года. В замене нуждаются порядка 40 тысяч человек, призванных в рамках четвертой волны мобилизации, которая прошла в январе-апреле 2015 года. Сейчас силовики рассчитывают не только на военнообязанных, но и на контрактников, мотивированных добровольцев, а также людей, уже побывавших в армии во время предыдущих волн мобилизации.
Политические факторы
Ранее президент Украины Петр Порошенко заявлял, что необходимости объявлять седьмую волну мобилизации нет, однако пообещал немедленно сделать это в случае обострения ситуации на Донбассе. Так что главную причину обсуждения возобновления мобилизации можно искать в участившихся обстрелах на востоке страны.
Эскалация конфликта, безусловно, порождает необходимость в увеличении обороноспособности страны. “Если конфликт продолжит разогреваться, скорее всего, нас ожидает седьмая, восьмая, двенадцатая волны мобилизации. Или если возникнет угроза такого конфликта на границе с Крымом – тогда нас тоже ожидает мобилизация”, – отмечает директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.
Политический аналитик Валентин Красноперов также считает, что поскольку конфликт на Донбассе не решен, мобилизационные фазы будут проходить из года в год. Не провести новую волну мобилизации нельзя, так как нет ресурса, и, по словам эксперта, в нынешнем состоянии украинской экономики, мечту о контрактной армии вообще нереально воплотить, пока Украина не входит в НАТО или другой военный союз.
“Разговоры о контрактной армии – это манипуляции. Идет война. На любой войне трудно найти человека, который даже за деньги пойдет убивать. Приходится обращаться к гражданскому долгу человека… Без союза с другими странами Украина себе позволить контрактную армию не может – это огромный груз на бюджет. Контрактную армию держат не в большом количестве. Если бы Украина входила в НАТО или другой военный союз, суммарное количество войск позволило бы нам довольствоваться 150-тысячной контрактной армией. Но поскольку мы одни, и у нас постоянная угроза агрессии и из Крыма и открыты эскалационные фазы на Донбассе, мы вынуждены гибридным способом реанимировать контрактную армию: и призывать на контрактную службу, и мобилизовать. Контрактная армия в Украине возможна, но только при большем бюджете на армию, чем сейчас, и наличии социально-экономического капитала”, – уверяет эксперт.
Экономические факторы
Конфликт на Донбассе нанес огромные убытки украинской экономике. 27 сентября с трибуны ООН Порошенко заявил, что Украина тратит на проведение АТО 5 млн долларов в день. А проведение новой волны мобилизации зависит, в том числе, от наличия финансовых ресурсов. Впрочем, скорее всего на 2016 год Верховная Рада увеличит бюджет на оборону, который и в этом году составляет около 100 млрд грн.
На содержание мобилизованных солдат в зоне АТО и на линии соприкосновения государство в месяц тратит 7400 грн. При этом контрактники обходятся стране в 8650 грн в месяц. Получается, в год на содержание одного мобилизованного уходит почти 90 тысяч гривен (на контрактника – почти 104 тысячи).
Будет ли седьмая волна мобилизации в Украине мобилизации, в том числе зависит от того, насколько государство способно эту мобилизацию финансово обеспечивать.
По словам экс-замглавы Генштаба Игоря Романенко, средства для проведения седьмой волны мобилизации в бюджете есть: “Они заложены и в проекте бюджета на следующий год”. Только вот самого бюджета на следующий год нет до сих пор.
А вот Андрей Золотарев считает, что экономически мобилизация для Украины – непосильный груз. И чтобы провести седьмую волну, приходится рассчитывать на помощь международных кредиторов. “Но седьмая волна мобилизации сама по себе утопить украинскую экономику не может. Да, это тяжелый груз, но в большей степени то, как мы будем его нести, зависит от внешних кредиторов. Если будет поддержка, Украина удержится на плаву”, – прогнозирует эксперт.
В целом Украина может себе позволить се6дьмую волну мобилизации. “Но мы видим, что армию в значительной мере содержит не государство, а волонтеры. Даже через полтора года после начала конфликта у нас армия народная”, – отмечает Руслан Бортник.
Социальные факторы
“Если будет большая внутриполитическая нестабильность, мобилизация может или проводиться с целью показать, что необходимо объединяться против внешних военных угроз, или не проводиться, чтобы не дестабилизировать настроения в обществе и предотвратить социальное недовольство”, – считает директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.
Этот аспект особенно важен накануне возможных парламентских выборов, которые, по некоторым оценкам, могут пройти в марте 2016 года – как раз тогда, когда возможна седьмая волна мобилизации. “Политики могут удерживать общество в запуганном положении, когда оно задает власти меньше вопросов относительно коррупции, и реформ, могут нагнетать истерию с акцентом на то, что существует внешняя угроза, и что все те, кто не с властью – пятая колонна. Но это достаточно слабый аргумент после стольких волн мобилизации”, – говорит Руслан Бортник.
Игорь Романенко, экс-замглавы Генштаба считает, что в преддверии досрочных парламентских выборов нардепы могут использовать антимобилизационную риторику, чтобы привлечь электорат. “Естественно, популистский подход в этом случае будет заключаться в том, что не надо проводить мобилизацию, надо оставлять как есть, хотя ситуация на линии соприкосновения ухудшается”.
Еще один важный аспект: призванные на службу в зону боевых действий в четвертую волну люди должны быть демобилизованы, но заменить их некем. В последней, шестой волне официально части были укомплектованы только на 40%. За счет контрактников эту ситуацию быстро не улучшить, а призыв на срочную службу кадровых проблем не решает.
В этой связи политолог Андрей Золотарев прогнозирует, что военкоматы откроют на военнообязанных настоящую охоту. “Рассчитывать на то, что люди в этом плане будут законопослушны, не приходится. Судя по последней волне, я думаю, результаты набора в седьмую волну будет еще ниже, чем в шестую. Разве что на военнообязанных будут устраивать облавы и искать их с привлечением полиции, как в странах третьего мира – будет приезжать грузовик с военными на рынок и вылавливать призывной контингент. Либо же план провалится и будет выполнен в лучшем случае всего на 40-50%”, – говорит эксперт. По его мнению, мобилизация вряд ли будет успешной.
Что может помешать седьмой волне мобилизации
В целом эксперты сходятся на том, что седьмая волна мобилизации – это необходимость, и избежать ее вряд ли удастся.
Чтобы седьмой волны не было, должны быть выполнены Минские договоренности: как только Украина восстановит контроль над восточными границами, необходимость в мобилизации отпадет сама собой.
“Оттянуть процесс объявления мобилизации только наличие эффективных политических договоренностей и реализация Минского процесса. Если сдвинется с мертвой точки вопрос политической реинтеграции восточных регионов в состав Украины, на Украину будут просто плохо смотреть, если она проведет очередную волну мобилизации. Поэтому этот вопрос будет отсрочен”, – уверен Руслан Бортник.
Андрей Золотарев же считает, что повлиять на то, будет седьмая волна мобилизации или нет, могут только внутриполитические обстоятельства. “Вы видели события минувших выходных в Киеве, конфликт на Чонгаре по энергоблокаде Крыма. На пороге – социальный взрыв в связи с новыми коммунальными тарифами. Мы увидим попытки раскачать ситуацию в стране. Если они окажутся успешными, политический кризис может войти в такую фазу, когда нам будет уже не до мобилизаций”, – говорит эксперт.