В Киеве начал работать экспертный совет, который решит судьбу объектов и памятников коммунистического и тоталитарного прошлого.
А таких в столице — около полутысячи: памятники, скульптуры, бюсты, мемориальные таблички, декор… В это число вошел и перечень из 105 позиций, составленный Украинским институтом национальной памяти. Но вопрос, когда все объекты уберут, избавятся от них навсегда или куда-то перенесут, пока не решен.
ОБСУЖДАЮТ. В состав экспертного совета вошли столичные чиновники, представители Института памяти, Минкульта, научных институтов, архитекторы, дизайнеры. “Они должны определить художественную ценность коммунистических объектов, проанализировать, что является памятником, а что нет. На первом совещании совета даже звучали мысли, что некоторые объекты, возможно, останутся на прежних местах, по каким-то будут проведены общественные слушания”, — рассказывают в департаменте архитектуры КГГА.
ЩОРС И ЛЕНИН. По поводу каждого объекта, который есть в списке, будет вестись дискуссия. Например, споры уже завязались вокруг известной киевлянам конной статуи Щорсу на бул. Шевченко. Этот памятник также попал в декоммунизационный список Института памяти, поскольку, как поясняют здесь, Николай Щорс — большевистский военный деятель, участник боевых действий с армией УНР. Но, например, секретарь Киеврады Алексей Резников говорит, что памятник Щорсу раздражения не вызывает. “Для меня есть очевидные тоталитарные личности — это Сталин, Ленин. Другие деятели — да, они попадают под закон о декоммунизации, но не являются таким уж сильным раздражителем. Главное, чтобы ошибки прошлого не повторялись. Во времена коммунизма сносили кресты и церкви, а сейчас мы начнем все крушить. Все должно быть взвешено”, — говорит он.
Архитектор Георгий Духовичный, который является одним из членов экспертного совета, также уверяет, что большинство экспертов против сноса Щорса. “В общем списке кандидатов на демонтаж — 467 объектов коммунистического наследия. Если говорить о памятнике Щорсу, то это довольно качественная работа. Многие, и я тоже, категорически против, чтобы его кто-то трогал. Зато, к примеру в перечень не попал памятник “Булыжник — оружие пролетариата”, который стоит на Подоле и пугает всех киевлян. Я предложил добавить его в список. Нам эту скульптуру подарила Москва, можно им вернуть подарок”, — говорит Духовичный.
И подобных спорных “элементов” тоталитаризма в столице еще много: это и советская символика в бывшем музее ВОВ, и элементы декора в подземке, и другие.
В списки кандидатов на демонтаж также попало более десятка скульптур Ленину: они есть на территории заводов “Будмаш”, “Большевик”, “Арсенал”, “Меридиан”, вагоноремонтного и судоремонтного заводов, детского интерната на ул. Вакуленчука и высшего инженерного радиотехнического училища и др. Предлагают снести памятник экипажу бронепоезда “Таращанец”, бюсты Боженко, Лепсе, Островского, Примакова, стелу чекистам, советский декор на мосту Патона, звезды на фасадах домов по Крещатику.
В КГГА говорят: кроме определения ценности каждого объекта, остается еще много других нерешенных “декоммунизационных” вопросов. А именно: сколько денег необходимо на все работы, где хранить все, что будет убираться с улиц. Например, если найти склад для мемориальных табличек чуть проще, то про крупногабаритные экземпляры этого не скажешь. Поэтому большинство экспертов и чиновников склоняются к мысли, что до 21 ноября, как того требует принятый Закон, окончательно ничего не решится.
Кстати, с местом для будущего Парка советской оккупации под открытым небом, за создание которого еще летом проголосовала Киеврада, так до сих пор не определились. “Нет еще ни территории, ни участка, ни понятия финансирования. Кроме того, пока не понятно, что в этот музей складировать, а что нет”, — говорят в Киевраде. Напомним, из возможных вариантов для размещения музея раньше назывались ВДНХ, участки в Голосеево, на Оболони и даже Радомышль.